Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снижение оптовых цен бензина создает риски для НПЗ

Снижение оптовых цен бензина создает риски для НПЗ

На АЗС моторное топливо может начать дешеветь в ближайшие пару месяцев

Оптовые цены на бензин в России 9 марта продемонстрировали самое сильное снижение минимум за год. Марка АИ-92 подешевела на 8,8%, до 39 300 руб. за т, АИ-95 – на 11,8%, до 40 990 руб. за т, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена топлива снижается после начала Россией 24 февраля военной спецоперации на Украине, в ответ на которую против РФ были введены новые пакеты санкций США, Евросоюза и еще ряда стран. Экспортеры нефти и нефтепродуктов стали испытывать трудности с поставками в страны, которые ввели ограничения (в частности, для захода российских судов были закрыты европейские порты).

С 21 февраля по 9 марта оптовые цены на АИ-95 в России снизились на 25%, АИ-92 – на 23%. Цены на АЗС, по данным Росстата, за этот период практически не изменились. При этом за тот же период баррель Brent подорожал на 42,4% – до $131 за баррель, WTI – на 38,6% – до $126 за баррель.

Падение оптовых цен на бензин несет риски снижения объемов преработки нефти в России и затронет, прежде всего, экспортноориентированные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с простой переработкой, говорится в обзоре от 9 марта исследовательской группы «Петромаркет». В январе – феврале 2022 г. производство бензина в России выросло на 7,3% к тому же периоду 2021 г., до 6,88 млн т, следует из данных ЦДУ ТЭК. В целом объем нефтепереработки за два месяца вырос на 6,3%, до 47 млн т.

Также в обзоре «Петромаркета» отмечается, что увеличение ключевой ставки ЦБ до 20% привело к удорожанию банковского финансирования, которое привлекают для совершения сделок биржевые покупатели. А это привело к резкому падению биржевого спроса, как на бензин (на 24% до 29 400 т в сутки), так и на дизельное топливо (на 49% до 44 700 т). Кроме того, из-за геополитической напряженности «возникли существенные ограничения в отношении экспорта российских нефтепродуктов», что заставило участников рынка переориентироваться на внутренних потребителей, говорится в обзоре. В частности, по предварительным оценкам, отгрузка бензина и дизтоплива с НПЗ на экспорт железнодорожным транспортом с 25 февраля по 5 марта в среднесуточном выражении сократилась на 54% и 62% относительно среднего значения за первые 24 дня прошлого месяца – до 7000 т для каждого продукта.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 г. из России было экспортировано 4,4 млн т бензина (–24,5% по сравнению с 2020 г.) на сумму $2,55 млрд.

При этом в исследовании отмечается, что мелкооптовая и розничная маржа реализации автобензина за неделю с 28 февраля по 4 марта резко выросла: по АИ-92 более чем в 3 раза до 10 050 руб./т, для АИ-95 – более чем в 2 раза до 11 610 руб./т.

Падение оптовых цен во многом объясняется повышением ключевой ставки Банком России, из-за чего коммерческие банки также были вынуждены поднять ставки, некоторые из них – до 30-32%, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС, объединяет не принадлежащие нефтяным компаниям небольшие АЗС) Дмитрий Гусев. При это он подчеркнул, что между изменениями оптовых цен и розничных есть «обусловленный логистическими особенностями временной лаг», в 1–2 месяца.

«Сейчас розницу поддерживают цены, сформировавшиеся на бирже в середине января 2022 г.», – уточнил он. По данным СПбМТСБ, 14 января 2022 г. т АИ-95 стоила 55 304 руб., АИ-92 – 52 541 руб. При этом Гусев отметил, что падения цен на АЗС стоит ожидать в ближайшие две недели, но благоприятная ситуация для независимых игроков долго не продлится.

По словам Гусева, в России сегодня около 23 000 АЗС, из которых около 15 000 являются независимыми, но на их долю приходится менее 40% от совокупного объема реализуемого на АЗС топлива (остальное продают сети, принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям).

«Сложилась парадоксальная ситуация, когда при высоких рыночных ценах на нефть производителям приходится перенаправлять экспортные объемы на "домашний" рынок, что и приводит к снижению цен [на российском рынке]», – отметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Но для НПЗ, в отличие от розничных продавцов моторного топлива, это негативный сценарий, согласен Симонов с выводами аналитиков «Петромаркета». «Это неприятно для НПЗ, но не критично. Потери производители смогут компенсировать за счет экономии на сырой нефти, цена на которую внутри России также снизилась», – добавил он.

Старший аналитик «Альфа-банка» Никита Блохин согласен с этим: «Снижение спроса и цен на СПбМТСБ не окажет существенного влияния на финансовые показатели ВИНКов, владеющих собственными АЗС». Тем не менее, как отмечает эксперт, независимые НПЗ (не принадлежащие ВИНКам) могут столкнуться с определенными трудностями в части сохранения маржи, если текущая ситуация на рынке «сохранится в среднесрочной перспективе».

Блохин также не исключает, что независимые игроки могут столкнуться со сложностями в реализации собственной продукции. «Производители нефтепродуктов сегодня вынуждены перенаправлять экспортные объемы на внутренний рынок России, и без того перенасыщенный сформированными в 2021 г. запасами. По оценке аналитика, на сегодняшний день свободные запасы бензина в России составляют порядка 1,96 млн т, а запасы дизтоплива достигли 3,26 млн т.

В России около трех десятков НПЗ, наиболее мощные из них принадлежат ВИНКам. Крупнейшие независимые предприятия: Антипинский НПЗ в Тюменской области мощностью 7,5 млн т (в 2019 г. признан банкротом, в мае 2021 г. приобретен на торгах компанией «Русинвест»), Новошахтинский завод нефтепродуктов, Ильский НПЗ, Хабаровский НПЗ, Нижнекамский НПЗ и Краснодарский НПЗ.

«Ведомости» направили запросы в «Лукойл»», «Татнефть», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 09.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики