Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снижение оптовых цен бензина создает риски для НПЗ

Снижение оптовых цен бензина создает риски для НПЗ

На АЗС моторное топливо может начать дешеветь в ближайшие пару месяцев

Оптовые цены на бензин в России 9 марта продемонстрировали самое сильное снижение минимум за год. Марка АИ-92 подешевела на 8,8%, до 39 300 руб. за т, АИ-95 – на 11,8%, до 40 990 руб. за т, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена топлива снижается после начала Россией 24 февраля военной спецоперации на Украине, в ответ на которую против РФ были введены новые пакеты санкций США, Евросоюза и еще ряда стран. Экспортеры нефти и нефтепродуктов стали испытывать трудности с поставками в страны, которые ввели ограничения (в частности, для захода российских судов были закрыты европейские порты).

С 21 февраля по 9 марта оптовые цены на АИ-95 в России снизились на 25%, АИ-92 – на 23%. Цены на АЗС, по данным Росстата, за этот период практически не изменились. При этом за тот же период баррель Brent подорожал на 42,4% – до $131 за баррель, WTI – на 38,6% – до $126 за баррель.

Падение оптовых цен на бензин несет риски снижения объемов преработки нефти в России и затронет, прежде всего, экспортноориентированные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с простой переработкой, говорится в обзоре от 9 марта исследовательской группы «Петромаркет». В январе – феврале 2022 г. производство бензина в России выросло на 7,3% к тому же периоду 2021 г., до 6,88 млн т, следует из данных ЦДУ ТЭК. В целом объем нефтепереработки за два месяца вырос на 6,3%, до 47 млн т.

Также в обзоре «Петромаркета» отмечается, что увеличение ключевой ставки ЦБ до 20% привело к удорожанию банковского финансирования, которое привлекают для совершения сделок биржевые покупатели. А это привело к резкому падению биржевого спроса, как на бензин (на 24% до 29 400 т в сутки), так и на дизельное топливо (на 49% до 44 700 т). Кроме того, из-за геополитической напряженности «возникли существенные ограничения в отношении экспорта российских нефтепродуктов», что заставило участников рынка переориентироваться на внутренних потребителей, говорится в обзоре. В частности, по предварительным оценкам, отгрузка бензина и дизтоплива с НПЗ на экспорт железнодорожным транспортом с 25 февраля по 5 марта в среднесуточном выражении сократилась на 54% и 62% относительно среднего значения за первые 24 дня прошлого месяца – до 7000 т для каждого продукта.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 г. из России было экспортировано 4,4 млн т бензина (–24,5% по сравнению с 2020 г.) на сумму $2,55 млрд.

При этом в исследовании отмечается, что мелкооптовая и розничная маржа реализации автобензина за неделю с 28 февраля по 4 марта резко выросла: по АИ-92 более чем в 3 раза до 10 050 руб./т, для АИ-95 – более чем в 2 раза до 11 610 руб./т.

Падение оптовых цен во многом объясняется повышением ключевой ставки Банком России, из-за чего коммерческие банки также были вынуждены поднять ставки, некоторые из них – до 30-32%, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС, объединяет не принадлежащие нефтяным компаниям небольшие АЗС) Дмитрий Гусев. При это он подчеркнул, что между изменениями оптовых цен и розничных есть «обусловленный логистическими особенностями временной лаг», в 1–2 месяца.

«Сейчас розницу поддерживают цены, сформировавшиеся на бирже в середине января 2022 г.», – уточнил он. По данным СПбМТСБ, 14 января 2022 г. т АИ-95 стоила 55 304 руб., АИ-92 – 52 541 руб. При этом Гусев отметил, что падения цен на АЗС стоит ожидать в ближайшие две недели, но благоприятная ситуация для независимых игроков долго не продлится.

По словам Гусева, в России сегодня около 23 000 АЗС, из которых около 15 000 являются независимыми, но на их долю приходится менее 40% от совокупного объема реализуемого на АЗС топлива (остальное продают сети, принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям).

«Сложилась парадоксальная ситуация, когда при высоких рыночных ценах на нефть производителям приходится перенаправлять экспортные объемы на "домашний" рынок, что и приводит к снижению цен [на российском рынке]», – отметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Но для НПЗ, в отличие от розничных продавцов моторного топлива, это негативный сценарий, согласен Симонов с выводами аналитиков «Петромаркета». «Это неприятно для НПЗ, но не критично. Потери производители смогут компенсировать за счет экономии на сырой нефти, цена на которую внутри России также снизилась», – добавил он.

Старший аналитик «Альфа-банка» Никита Блохин согласен с этим: «Снижение спроса и цен на СПбМТСБ не окажет существенного влияния на финансовые показатели ВИНКов, владеющих собственными АЗС». Тем не менее, как отмечает эксперт, независимые НПЗ (не принадлежащие ВИНКам) могут столкнуться с определенными трудностями в части сохранения маржи, если текущая ситуация на рынке «сохранится в среднесрочной перспективе».

Блохин также не исключает, что независимые игроки могут столкнуться со сложностями в реализации собственной продукции. «Производители нефтепродуктов сегодня вынуждены перенаправлять экспортные объемы на внутренний рынок России, и без того перенасыщенный сформированными в 2021 г. запасами. По оценке аналитика, на сегодняшний день свободные запасы бензина в России составляют порядка 1,96 млн т, а запасы дизтоплива достигли 3,26 млн т.

В России около трех десятков НПЗ, наиболее мощные из них принадлежат ВИНКам. Крупнейшие независимые предприятия: Антипинский НПЗ в Тюменской области мощностью 7,5 млн т (в 2019 г. признан банкротом, в мае 2021 г. приобретен на торгах компанией «Русинвест»), Новошахтинский завод нефтепродуктов, Ильский НПЗ, Хабаровский НПЗ, Нижнекамский НПЗ и Краснодарский НПЗ.

«Ведомости» направили запросы в «Лукойл»», «Татнефть», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 09.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики