Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > 10 нефтегазовых историй 2010 года

10 нефтегазовых историй 2010 года

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Новый налоговый режим для отрасли

    2010 год прошел в обсуждении нового налогового режима. Главный вывод, который можно сделать по результатам дискуссии: государство наконец осознало, что ситуация крайне тяжелая. 2010 год – последний, когда мы имеем рост по добыче в нефтяной промышленности. Очевидно, что ситуацию надо менять, но как - понимания просто нет. Дискуссии показали, что все те стратегии, которые пишутся правительством, никак не задают тренды налоговой политики, хотя именно в такого рода документе должен быть сразу оговорен налоговый режим. Но у нас стратегии живут отдельно, а основные десиженмейкеры - отдельно, своей жизнью. К тому же, никакого единого основополагающего документа так и не появилось. В результате мы весь год наблюдали хаос, даже с точки зрения обсуждения философии необходимых изменений. Вместо единого фискального режима, общего для отрасли, мы имеем режим исключений, которые «расползаются» по отрасли, как тараканы: исключения для Ванкора, исключения для Каспия, исключения для Ямала. Скоро у нас будут одни исключения, никаких правил уже не будет. И про общий налоговый режим, который стоит менять, говорить не придется. Можно сказать, что налоговая сага имеет пока печальный конец, и следующий год нам не дает пока оснований для оптимизма.

  2. Развитие проекта «Ямал СПГ»

    Это событие стало, пожалуй, главной сенсацией года. Частный проект, проект компании НОВАТЭК лично «толкал» премьер-министр Владимир Путин. Было проведено специальное совещание, Путин подписал отдельное распоряжение правительства по данному проекту. Он обещал совершенно фантастические налоговые льготы, помощь государства в создании инфраструктуры, а в конце 2010 года еще обещал под этот проект передать лицензии на четыре месторождения, которые расширят его ресурсную базу. Такое удивительное внимание к одному только частному проекту! Это все фиксирует те тенденции, о которых ФНЭБ говорил ранее. Пока наше экспертное сообщество кормилось сказками о национализации российской нефтегазовой промышленности, ФНЭБ давно отмечал, что идет активная ее приватизация в интересах «правильных» игроков, как говорил наш премьер, «давно работающих в промышленности». И эти игроки получают достаточно серьезные куски собственности, их влияние растет. В этом плане, наверное, НОВАТЭК и его главный акционер Геннадий Тимченко стали главными бенефициарами прошедшего года. Основной вопрос, который остается открытым: действительно ли государство осознало, что ситуация аховая, и потому пытается реализовать мега-проект или это просто банальная «разводка» нерезидентов, которым «впаривают» 40% акций в проекте, перекладывая на их плечи все тяготы? Ответ на этот вопрос мы узнаем, скорее всего, только через несколько лет.

  3. Российско-украинские газовые отношения

    Несмотря на то, что в 2010 году газовых войн не было, тема Украины оставалась крайне значимой. Было несколько важных новостей за прошедший период: это и Харьковское соглашение, многими «прочитанное» как «газ в обмен на флот». Это и предложение Владимира Путина объединить «Газпром» и «Нафтогаз». Первая половина года прошла в спорах о стоимости газа, вторая половина – в спорах относительно судьбы будущего совместного предприятия. Точнее, обсуждалась возможность получения «Газпромом» газотранспортной системы Украины. Харьковские соглашения были вовсе не об обмене газа на флот. Украине сделали серьезную скидку на газ в обмен на согласие не безобразничать до момента завершения строительства «Южного потока». Этот момент является ключевым. Во второй половине года Киев понял, что проект «Южного потока» - реальность, а не сказка. И когда украинские власти это осознали, их охватила паника, потому что реализация «Южного потока» делает Украину совершенно ненужной страной с точки зрения транзита. К концу года Киев пришел к понимаю, что трубу все равно придется отдавать. Скорее всего, в следующем году будет создано СП «Газпрома» и «Нафтогаза», и «Газпром» возьмет контроль над ГТС Украины, это неизбежно. Дальше встанет вопрос, нужно ли строить «Южный поток». ФНЭБ не исключает, что в следующем году от «Южного потока» Россия может и отказаться.

  4. Белоруссия vs Россия

    Сага с Белоруссией началась с «нефтяной войны» и закончилась компромиссом в 3,5 млрд долларов не в пользу России. Александр Лукашенко в очередной раз показал, что он умело использует транзитный статус своей страны для «выкручивания рук» Москве. Вопрос о том, на каком основании Белоруссия не платит пошлин за российскую нефть, вполне логичен. История действительно глупая: беспошлинно нефть пересекает границу России и Белоруссии, перерабатывается, а дальше нефтепродукты идут в Европу, а все доходы оседают в белорусском бюджете. Сперва президент Белоруссии согласился на соглашение, предусматривающее, что 6,5 млн тонн нефти Белоруссия получает без пошлины, а с остального Минск платит. Когда эти 6,5 млн тонн иссякли, г-н Лукашенко придумал закупать нефть в Венесуэле и стал всех убеждать, что это экономически выгодно. Хотя Белстат показывает, что потери составляют минимум $60-80 с тонны. В конечном итоге было принято компромиссное решение: нефть границу пересекает беспошлинно, но от переработки доходы частично поступают в российский бюджет. Отношение к этой договоренности двойственное. С одной стороны, раньше Россия вообще ничего не получала, а теперь будет обеспечен хоть какой-то доход. Но с другой стороны, все равно позиция по отношению к нашему белорусскому «партнеру» могла бы быть жестче. Он позволял себе крайне неприятные высказывания в адрес России. Сейчас, после президентских выборов, Лукашенко остался в полном одиночестве: Европа вынесла окончательный вердикт, окрестив его последним диктатором Европы. В этом плане «разводки» Лукашенко о намерениях «уйти» в Европу потерпели окончательный крах. Но возникает вопрос: отчего же Россия, по сути, загнав Лукашенко в угол, когда могла его окончательно переиграть, так до конца и не решила вопрос о цене на газ? Ведь в следующий год мы вступаем в несколько подвешенном состоянии. Конечно, не будет перекрывания вентиля, но все равно этот вопрос остается, а экономика Белоруссии по-прежнему дотируется дешевыми российскими углеводородами.

  5. Авария в Мексиканском заливе

    На первый взгляд, это событие вдалеке от России. Но безусловно эхо этой катастрофы докатилось и до нас. Итоги истории достаточно простые. Несмотря на все лукавые заявления, что нефти и газа в мире много, очевидно, что легкоизвлекаемая нефть заканчивается. Начало масштабной добычи в Ираке ситуацию не меняет. Глубина скважины, на которой произошла авария, составляла 1,5 км. Это фантастические глубины, которые для российского ТЭКа во многом недоступны. Но почему? Совершенно ясно, что если бы ВР могла добывать дешевую нефть, никогда бы она не стала бурить такие скважины на море, глубиной 1,5 км. И это еще не рекордная скважина. Очевидно, это делается не от хорошей жизни. Компания вынуждена использовать сложнейшие технологические исследования и идти на серьезный риск. Это второй очень важный момент на фоне «нытья» про техническую отсталость нефтегазового комплекса. Вот вам пример, какие сложнейшие решения реализуются и какие риски создаются при этом. Естественно, возникает вопрос: как эти риски будут хеджироваться в ближайшей перспективе? Для России это очень серьезный момент, потому что отечественная нефтегазовая промышленность всегда отстает, к сожалению, в развитии от мировой нефтегазовой индустрии. Если в мире резко растет добыча именно на шельфе, то Россия пока только к шельфовым разработкам приступает. Тут нам кроме крупных сахалинских проектов и Каспия похвастаться особо нечем. Впрочем, если в следующем году стартует Штокмановский проект – это будет крупный вклад в развитие шельфа.

  6. Решение Катара не принимать до 2014 года инвестиционных решений по строительству новых заводов по производству СПГ

    Важнейшее решение для России, потому что разговоры о дешевейшем катарском газе стали уже общим местом. Этот газ, якобы, должен был вытеснить российский газ с европейского рынка. ФНЭБ давно говорил, что Катар не способен будет такими же темпами расширять производство СПГ. Однако прогнозы, что к 2012 году Катар будет экспортировать 200 млрд кубометров газа, были очень популярны. Эти сказки подхватили даже серьезные европейские эксперты, указывая, что себестоимость катарского газа составляет $90 за тысячу кубов и Катар с удовольствием будет расширять производство газа и продавать его по $110, получая $20 прибыли. Но в 2009-2010 годах Катар вынужден был продавать большие для себя объемы газа на рынке Европы, потому что он рассчитывал продавать это в США, а Штаты из-за сланцевой революции отказались этот газ покупать. Поскольку условиями финансирования проекта предусматривалась обязательная продажа газа, Катар вынужден был газ сбывать по низким ценам. Но в будущем Катар не собирается распродавать свои ресурсы по смешным ценам, обеспечивая европейцам комфортное существование и конкуренцию с Россией. В этом плане в следующем году сотрудничество России и Катара может быть продолжено. Кстати, любопытно, кто получил два чемпионата мира по футболу в 2018 и 2022 годах – это как раз Россия и Катар. То есть газ в мире, что называется, рулит, это факт.

  7. Переговоры с Польшей по газу

    Конечно, можно было назвать эту историю шире, например, «Российско-европейские газовые отношения». Но в польской истории проявилось все то, что характерно для наших отношений с Европой в целом. В Польше создавался общий «экспертный» хор, выступавший с «песней» о том, насколько Польше не нужен российский газ, потому что Варшава скоро построит терминал по СПГ в Свиноустье, начнется добыча сланцевого газа и еще Польша будет покупать норвежский газ. Масла в огонь добавляли российские «эксперты». Например, однажды в демократической газете появилась статья с заявлением, что «Газпром» раздает в Польше взятки, потому что, якобы, только слабоумный может подписать контракт о расширении закупок российского газа в условиях, когда скоро нероссийского газа будет, хоть залейся. В итоге оказалось, что пока Варшаве «заливаться» нечем, потому что норвежского газа в нужном для Польши объеме нет, сланец оказался байкой, в реальности никаких работающих проектов в Польше нет. Пришлось Варшаве увеличивать объем закупок российского газа по контракту. Но оставлена «фига в кармане»: не расширен срок действия этого контракта. Тем не менее, история крайне показательная. ЕС пытался применять третий энергопакет к Польше, потому что через Польшу идет труба Ямал-Европа и польский участок ее на 50% принадлежит «Газпрому». Но третий пакет так и не применили, применили второй, однако не исключено, что в следующем году вернутся к этому вопросу и третий пакет все же будет использован.

  8. Продажа ConocoPhillips акций «Лукойла» и E.ON акций «Газпрома»

    Эти истории демонстрируют недовольство иностранных инвесторов сотрудничеством с российскими компаниями. Это серьезная проблема, потому что, с одной стороны, государство понимает, что без нерезидентов нам не обойтись, а с другой стороны, все равно им создаются достаточно тяжелые условия для работы. Несколько лет уже мы слышим, что надо либерализовать доступ нерезидентов, но этой либерализации не происходит. Конечно, государство должно извлечь уроки из сложившейся ситуации. К сожалению, вертикаль работает медленно. Да, есть сигнал от Владимира Путина, четкий совершенно, что нужно сделать. Сигнал услышан, но министерство не понимает, какой должен быть предел у либерализации. И за перебор, и за недобор можно получить «по башке». Пока все это дело «заметается под ковер», ничего не делается, а инвесторы начинают уходить. Без денег, без технологий, без рынков сбыта наша нефтегазовая промышленность развиваться не может. Замыкание внутри страны просто невозможно.

  9. Отставка Сергея Богданчикова

    Самая громкая перемена в российской нефтегазовой промышленности. Перемена давно ожидаемая, а потому не сенсационная. Эта отставка закрепила распределение зон влияния в нашей нефтегазой промышленности между основными кланами. Компания «Роснефть» как оставалась компанией вице-премьера Игоря Ивановича Сечина, так и остается ею. Богданчиков, который вдруг решил, что он там главный, очень сильно пострадал от своей «забывчивости».

  10. Распределение месторождений им. Требса и им. Титова

    Государство наконец-то завершило очень долгую, фактически пятилетнюю, эпопею с передачей двух месторождений в Республике Коми. Уже давно обещали их продать, и вот продали, между прочим, частной нефтяной компании «Башнефть», которую до этого купила компания «Система». Остальные претенденты на месторождения были сняты с конкурса, включая и государственную компанию «Роснефть». Это событие подтверждает тенденцию, что Путин и окружающие его кланы делают ставку на приватизацию, хотя, как показывает история с Михаилом Ходорковским, может, гарантии и не полные, но Ходорковский-то один, а остальные частные собственники вполне комфортно себя чувствуют. Например, г-н Абрамович продал компанию «Сибнефть» государству и неплохо ушел в кэш. Российские акционеры ТНК-ВР владеют половиной компании, и ничего с ними не происходит. Так что, как видно, государство не только «Газпром» и «Роснефть» накачивает активами. Тем более, кстати, что и «Роснефть» готовится стать частной компанией.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики