Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ для Европы: откуда Баку возьмет дополнительные объемы для экспорта

Газ для Европы: откуда Баку возьмет дополнительные объемы для экспорта

На фоне растущих цен на газ в Евросоюзе, которые поднимались до $4000 за 1 тыс. кубометров, вопрос диверсификации поставок газа в Европу стоит особо остро. Что сможет Азербайджан предложить европейскому покупателю?
 
Азербайджан не раз заявлял о том, что готов увеличить поставки природного газа в Европу, в случае, если будут заключены соответствующие соглашения с покупателями.
 
В последний раз заявление о готовности нарастить поставки прозвучало из уст министра энергетики Парвиза Шахбазова. Выступая в кулуарах Анатолийского дипломатического форума, министр отметил, что запасы природного газа в стране находятся на уровне 2,6 трлн кубометров. Этого, по его словам, достаточно для соседей и европейских стран в течение 100 лет.
 
Планы по увеличению поставок азербайджанского газа в Европу стали итогом и февральского заседания Консультативного совета Южного газового коридора. Азербайджан тогда четко дал понять ЕС, что к этапу увеличения добычи страна приступит после заключения соглашений по расширению ЮГК.
 
Действительно, несмотря на то, что в Евросоюзе уже много лет говорят о диверсификации поставок газа, Европа даже с фактической реализацией проектов Трансанатолийского (TANAP) и Транадриатического газопроводов (TAP) медлила довольно долго.
 
Возможно, для того, чтобы покупатели в ЕС перешли к заключению контрактов по расширению поставок, необходимы гарантии о том, что расширенный ЮГК все же удастся заполнить.

Расширить TANAP и TAP и найти больше газа

По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при Правительстве России Станислава Митраховича, быстрого увеличения добычи газа Азербайджан организовать не может.
 
"Есть мощности "Шахдениз-2", но для того, чтобы увеличить производство, на нем нужны инвестиции и вряд ли это можно сделать быстро", - заявил эксперт.
 
По его словам, есть планы увеличения азербайджанского экспорта через расширение проектов TANAP и TAP.
 
"Сейчас эти проекты рассчитаны на 16 млрд кубометров в год. Есть планы его расширения, но эти планы, во-первых, требуют строительства дополнительных мощностей трубопровода, что не делается так быстро", - считает эксперт.
 
Во-вторых, отметил он, необходимо вложить деньги в добычу и не факт, что азербайджанских запасов будет достаточно.

Все тот же российский газ

По словам эксперта, предыдущие планы увеличения TANAP и TAP на несколько лет вперед предполагали, что туда будет попадать не только азербайджанский газ, но и каспийский – туркменский и российский.
 
Митрахович полагает, что Россия также могла бы подавать газ в ТAP и TANAP через "Турецкий поток".
 
"Что касается туркменского газа, то есть такая сделка – своповый обмен, по которому Туркменистан поставляет в Иран, и Иран отдает такой же объем, 2 млрд кубов Азербайджану. Но 2 млрд - это мало и без полноценного газопровода из Туркменистана за счет своповой сделки больших объемов Азербайджану не даст", - считает собеседник Sputnik Азербайджан.
 
Эксперт отметил, что весь опыт предыдущих обсуждений историй с расширением ТАР и TANAP показывает, что речь идет именно о небольших объемах, либо об объемах, которые нужно будет брать у других стран – России и Туркменистана.
 
"Масштабного притока газа из Азербайджана по сравнению с текущими поставками я не ожидаю. TAP и TANAP – это 16 млрд кубов, из которых 8 идут в Италию, по 1 млрд кубометров в Грецию и Болгарию и 6 млрд в Турцию", - сказал Митрахович.

Потенциал есть, нужны средства и время

По мнению эксперта-экономиста Эмина Гарибли, в среднесрочной перспективе Азербайджан может увеличить производство и экспорт газа – для этого есть потенциал и достаточные запасы природного газа. Но известно, что для увеличения производства природного газа необходимо определенное время, отметил он.
 
"Азербайджан будет наращивать свои экспортные возможности газа. Кроме всего прочего, по территории и имеющейся инфраструктуре Азербайджан может поставлять туркменский и иранский газ тоже", - сказал Гарибли Sputnik Азербайджан.
 
По мнению эксперта, поставки иранского и туркменского газа могут проходить через газопроводы TANAP и TAP, и поставляя газ из этих источников, Азербайджан может увеличить свою значимость в мировой экономике и получать дополнительную прибыль.

СПГ из Казахстана в Европу через Азербайджан

Гарибли также считает, что сжиженный природный газ из Казахстана тоже может быть поставлен в Европу через территорию Азербайджана.
"Казахстан предлагал отправлять свой газ в Европу через территорию Азербайджана. Велись соответствующие переговоры между странами. СПГ из Казахстана мог бы поставляться по Каспийскому морю в Баку, оттуда железнодорожной инфраструктурой в ЕС", - сказал Гарибли.
 
Напомним, ранее глава Минэнерго Казахстана Магзум Мирзагалиев заявил, что производство сжиженного газа в стране к 2025 году увеличится на 300 тыс. тонн и составит 3,5 млн тонн.
По его словам, объем привлеченных инвестиций к 2025 году в отрасль составит 530 млрд тенге (1,04 млрд долларов).

Мирзагалиев отметил, что для увеличения производства сжиженного газа планируется реализовать три проекта: газоперерабатывающий завод малой мощности в Актау мощностью 60 тыс. тонн в год, строительство нового газоперерабатывающего завода в Жанаозене мощностью 900 млн кубометров газа, и строительство газоперерабатывающего завода на месторождении Кашаган мощностью 1 млрд кубометров.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 17.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики