Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем уход нефтесервисных компаний грозит ХМАО и ЯНАО?

Чем уход нефтесервисных компаний грозит ХМАО и ЯНАО?

Заявление нефтесервисных компаний об уходе из России слишком размытое, и может быть сделано «для галочки». Но если компании и правда уйдут, нефтяной отрасли придется тяжело. Почему компании только сейчас озвучили решение объяснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

На днях сразу 4 нефтесервисные компании — Halliburton, Weatherford, Schlumberger и Baker Hughes заявили о приостановке инвестиций в Россию.

«Что такое прекращение новых инвестиций в Россию? Это, наверное, точно, что не буду новых активов покупать в России, в этом плане это никакой не удар по России»,говорит эксперт.

При этом компании не проясняют как они будут сворачивать свою работу будут ли поставлять оборудование или оказывать услуги российским компаниям.

Известно, что Halliburton, сворачивает свою работу в России с 19 марта. Но эксперт отмечает, что они не говорят — сколько на это времени потребуется, на какой срок они сворачивают деятельность.

«Компания соблюдает санкции, запрещающие транзакции и работу, в том числе для некоторых государственных российских клиентов. Halliburton будет уделять первостепенное внимание безопасности и надежности по мере свертывания оставшихся операций в России», — сказано в сообщении компании.

Schlumberger и Baker Hughes текущую деятельность в России не сворачивают, но новых инвестиций не планируют.

«Не понятно — они новых контрактов не будут подписывать на обслуживание оборудования? Я думаю они не могут не присоединиться к каким-то бойкотным мерам против России потому что на них активно давит международное сообщество и прежде всего западные страны, поэтому какое-то заявление от них стоило ожидать и вот они его сделали — максимально не определенное», - поясняет Игорь Юшков.

По мнению эксперта, компании могли оттягивать момент своего заявления, рассчитывая, что санкционная истерия уляжется, но ситуация не стабилизировалась, а западные политики говорят все о новых пакетах.

«Я думаю, что они пытались выяснить, что конкретно можно делать в России, а что нельзя в новых условиях. Потому что в первую волну санкций, когда США их вводили, было сказано, что в Россию запрещено поставлять высокотехнологичное оборудование, в том числе программное обеспечение, и вот до сих пор не ясно, в нефтяном секторе оборудование считается высокотехнологичным, которое нельзя в Россию ввозить или не считается», - говорит эксперт.

Все пояснения по санкциям в этом направлении дает подразделение при министерстве финансов США. Конкретно, можно это оборудование поставлять или нет? Но они никаких пояснений не давали.

«Все это время и Schlumberger и Halliburton пытались понять — их оборудование попадает под ограничение или не попадает. И сейчас такая приостановка деятельности, вероятно, связана с тем, что «мы пока приостанавливаем, чтобы нас потом не обвинили, что мы санкции нарушали, а пока будем ждать разъяснений Минфина [США]», — говорит о позиции западных нефтесервисных компаний Игорь Юшков.

Но если компании действительно свернут свою работу и уйдут с российского рынка, нефтяники не сразу, но ощутимо почувствуют их уход.

По словам Игоря Юшкова, в любом случае придется проводить аудит — чего не хватает компаниям, но понятно, что, себестоимость добычи нефти вырастет, а производительность скважин может упасть.

Также уход нефтесервисных гигантов может грозить перспективами развития отрасли, то есть ввод в эксплуатацию нефтегазовых объектов при отсутствии технологий может увеличиться.

Альтернативные технологии придется искать в России или в Китае.
 
Источник: Муксун.fm, 21.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики