Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Индия скупает российскую нефть?

Зачем Индия скупает российскую нефть?

Индия в марте ежесуточно закупала 360 тысяч баррелей российской нефти — почти в четыре раза больше, чем год назад. Это говорит о перераспределении мировых энергетических потоков после ситуации вокруг Украины, пишет Financial Times. Как пояснил изданию руководитель аналитического отдела агентства Kpler Алекс Сейлз, Индия закупает уже отправленные грузы нефти из России, которые не могут найти покупателей в Европе.

Российская нефть течет в Индию по двум направлениям. С одной стороны, сейчас туда фактически уходят все те объемы, что раньше шли в США; с другой, происходит неофициальное выдавливание российской нефти из Европы, пояснил «Ридусу» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Формально импортировать российскую нефть европейцам не запрещено, но они опасаются приобретать новые ее объемы на спотовом рынке. Отчасти это связано с имиджевыми рисками. Плюс трейдеры просто боятся попасть под вторичные санкции, поскольку нет четкого понимания, на что именно действуют ограничения. Имеется в виду не сама покупка нефти, а те финансовые операции, которые с этим связаны.

«Там же надо застраховать танкеры, застраховать сделку, осуществить перевод денежных средств, надо определиться, в какой банк можно переводить, а в какой — нет, и так далее. Они этого боятся»,— отмечает аналитик.

В результате растет дисконт на нефть российской марки Urals по отношению к Brent — он достигает 20—30 долларов за баррель. Привлекательность российской нефти очень сильно увеличивается, ее начинают скупать Китай и Индия, у которых есть определенные санкционные риски, но нет имиджевых.

Этот процесс будет идти и дальше, Индия и другие азиатские страны продолжат наращивать закупки российской нефти, прогнозирует эксперт, но он будет постепенным и до конца не завершится.

«По-прежнему многие европейские НПЗ настроены под российский сорт Urals. Все, что идет по трубопроводам, менее опасно, поскольку там меньше надо всего страховать. Поэтому нефтепроводы будут задействованы, по ним будет идти довольно много нефти»,— уточняет собеседник «Ридуса».

Но перераспределение мировых энергетических потоков действительно началось, и определенная трансформация неизбежна. По словам аналитика, по сути, Россия меняется рынками сбыта с ближневосточными производителями. Так, Саудовская Аравия де-факто уже заменила Россию на американском рынке, саудиты даже Мексику обогнали по объему поставки нефти в США. Россия же станет поставлять все больше нефти в Азию — Индию, Китай, страны ЮВА.

«В основном такая схема. Мы, наверное, не до конца полностью поменяемся. Но где этот баланс, сколько уйдет нашей нефти из Европы, например, и будет заменено Саудовской Аравией и другими ближневосточными поставщиками, сказать сложно»,— рассуждает эксперт.

Инерционность этого процесса тоже будет довольно большой, добавляет он. По мере успокоения антироссийских настроений и снижения имиджевых рисков российская нефть будет возвращаться обратно в Европу, но тоже небыстро и не вся. Даже если все более или менее уляжется, на какие-то объемы обмен произойдет навсегда.

Автор: Екатерина Трофимова

Источник: Ридус, 21.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики