Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на топливо снова штормит: Ураган повредил терминал в Черном море, через который нефть отправляли в Европу

Цены на топливо снова штормит: Ураган повредил терминал в Черном море, через который нефть отправляли в Европу

Страны Европы могут готовиться к очередному скачку цен на бензин. На днях они начали обсуждать эмбарго на российскую нефть, но хотя и почти сразу отказались от этой мысли, «черное золото» моментально подорожало. А тут новый удар: похоже, европейцы временно останутся без казахстанской нефти. Из-за сильного шторма и ветра в 11 баллов, который бушевал 20 марта, вышла из строя часть инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском. Через терминал КТК идут отгрузки нефти с месторождений северного Казахстана.

Сейчас одно из трех выносных причальных устройств (это оборудование, которое позволяет загружать танкеры на отдалении от берега) остановлено на ремонт из-за повреждений. Еще одно устройство обследуется и, скорее всего, тоже будет остановлено на ремонт - чтобы избежать разлива нефти и возможного загрязнения Черного моря. Ситуация усугубляется тем, что управляющая компания еще месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но не получила его. По мнению экспертов, ремонт может занять и месяц, и два.

Каспийский трубопроводный консорциум — одно из крупнейших международных нефтетранспортных предприятий. Доли в нем принадлежат Shell, Chevron, Lukarco другим западным компаниям, а также казахстанским (20,75%) и российским (31%). Консорциум владеет нефтепроводом, по которому нефть из казахских месторождений поступает под Новороссийск, а оттуда отгружается танкерами дальше.

- Это главное направление экспорта нефти из Казахстана - 67 млн тонн нефти в год, - комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - При одном только работающем терминале отгрузка упадет в 4-5 раз. Для определенных регионов это очень существенно. Нефть из КТК танкерами идет в Средиземное море, в Южную Европу - Италию, Испанию, Францию. Европейцы столкнутся с определенным дефицитом, многие нефтеперерабатывающие заводы там заточены под определенный сорт нефти.

Проблема еще в том, что беда, как это часто бывает, не пришла одна.

- Все это происходит вкупе с другими факторами, которые толкают цены на нефть вверх, - объясняет Игорь Юшков. - И по Саудовской Аравии хуситы стреляют ракетами и повредили часть инфраструктуры (на днях были обстреляны объекты нефтяной компании Saudi Aramco - Ред.). И запретить экспорт российской нефти теперь и в Европу предлагают. Все это нервирует рынок. А тут еще один из источников поставок, как минимум, на какое-то время выпадает.

По словам эксперта, на время ремонта терминала Казахстан может направить свою нефть на экспорт другим путем. Например, танкерами перевозить через Каспийское море в Баку, оттуда по нефтепроводу направлять на турецкий берег Средиземного моря, а там уже снова грузить в танкеры. Но это дольше, дороже, да и сразу не получится «перенаправить» нефтяные потоки.

- А европейцам пока надо думать, где взять аналогичные объемы нефти, - говорит Игорь Юшков. - Для них это крайне неприятная история. Не очень она приятна и для США, куда также шло некоторое количество казахстанской нефти.

Автор: Елена Одинцова

Источник: KP.RU, 22.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики