Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?

Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?

После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи.

Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро. Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты.
Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов.
 
Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". 
Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов.
 
Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это.
 
Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры...

Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. 

После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи.
 
Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро.
 
Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты.
Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов.
 
Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". 
Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов.
 
Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это.
 
Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры...
 
Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. 
 
США и Великобритания давно сократили поставки российской нефти. Этот объем не превышает 10%. Набрали обороты контакты с Венесуэлой, Катаром и Азербайджаном. 
Ведущими странами, покупавшими российскую нефть и газ, были США, страны ЕС, Китай, Индия и Великобритания. После прекращения США и Канадой закупок российской нефти Россия может перенаправить эту часть в Китай и Индию, но при определенном снижении цены.
 
Индия, будучи третьей страной в мире по потреблению энергетических ресурсов, в марте этого года закупила в четыре раза больше российской нефти, чем в том же месяце в прошлом году. Утверждается, что диверсификация рынков сбыта может обернуться ущербом для России в размере до 300 миллиардов рублей.
 
Опять же Китай – тоже серьезный покупатель. В настоящее время Пекину поставляется около двух миллионов баррелей в сутки. Две страны в начале 2022 года подписали долгосрочный контракт на поставку более чем 700 миллионов баррелей в год. В этом контексте в случае ограничения Западом импорта энергоресурсов из России Китай может составить серьезную конкуренцию странам ЕС. Конечно, с точки зрения России, это будет сопровождаться потерей доходов и глобального влияния.
 
Что касается природного газа, то за последние десять лет зависимость Европейского Союза от российского газа увеличилась. Доля поставок российского газа в общем объеме потребности региона в газе увеличилась с 25% в 2009 году до 35% в 2021 году.
 
И у России есть стратегический ход, который мы должны обязательно учитывать при интерпретации событий на Украине. В газовом потоке, который идет в Европу, поставки по трубопроводу через Украину в 2009 году находились на уровне 60%, тогда как в 2021 году уменьшились до 25%. Другими словами, положение Украины в качестве транзитной страны постепенно ослабло. Если бы "Северный поток – 2" был введен в действие, это соотношение изменилось бы еще больше не в пользу Украины. 
Еще одна деталь здесь заключается в том, что поставки трубопроводного газа из России уменьшились на 25%. Этот недостаток покрывается за счет сжиженного природного газа (СПГ). По поставкам СПГ США занимают первое место – с долей 37%. Если бы с октября прошлого года импорт СПГ не увеличился, уровень запасов в европейских хранилищах в настоящее время был бы ниже 15%.

На самом деле, это еще одно измерение проблемы с точки зрения Европы. В прошлом году Россия экспортировала в Европу, включая Турцию, 175 миллиардов кубометров газа.

Сейчас дорожная карта США и ЕС включает следующие шаги: заполнить хранилища до октября, остановить поставки газа из России в 2023 году, восполнить дефицит за счет СПГ. Польша – одна из стран, заявивших об этом наиболее четко.
 
Но можно ли без российского газа заполнить хранилища до 90%? 
Таким образом, в краткосрочной перспективе Европа не сможет отказаться от российских нефти и газа. Однако в среднесрочной перспективе российский экспорт может быть серьезно ограничен в силу новых подключений, новых схем поставок нефти и инвестиций в возобновляемые источники энергии.
 
Конечно, мир при прохождении через эти этапы будет испытывать потрясения. Цены будут расти, и во многих секторах риски будут постепенно увеличиваться. Один из экспертов Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью российским средствам массовой информации обращает внимание на тот факт, что о решении об энергетических санкциях следует размышлять не только с точки зрения России. "Если торговля углеводородами остановится к зиме, мы увидим глобальный энергетический кризис. Цены на всем глобальном рынке взлетят, потому что рынки связаны между собой. В мире может последовать глобальная рецессия", – ожидает эксперт.
 
В числе вопросов, которые Запад будет изучать еще более активным образом, – отношения Турции с тюркским миром и возможности доступа Запада к ресурсам, находящимся здесь (Южный Кавказ – Каспий – Средний коридор), хотя это уже предмет другой статьи.

Автор: Кюршад Зорлу (Kürşad Zorlu)

Источник: ИноСМИ, 22.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики