|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны? Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи. Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро. Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты. Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов. Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов. Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это. Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры... Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи. Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро. Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты. Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов. Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов. Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это. Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры... Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. США и Великобритания давно сократили поставки российской нефти. Этот объем не превышает 10%. Набрали обороты контакты с Венесуэлой, Катаром и Азербайджаном. Ведущими странами, покупавшими российскую нефть и газ, были США, страны ЕС, Китай, Индия и Великобритания. После прекращения США и Канадой закупок российской нефти Россия может перенаправить эту часть в Китай и Индию, но при определенном снижении цены. Индия, будучи третьей страной в мире по потреблению энергетических ресурсов, в марте этого года закупила в четыре раза больше российской нефти, чем в том же месяце в прошлом году. Утверждается, что диверсификация рынков сбыта может обернуться ущербом для России в размере до 300 миллиардов рублей. Опять же Китай – тоже серьезный покупатель. В настоящее время Пекину поставляется около двух миллионов баррелей в сутки. Две страны в начале 2022 года подписали долгосрочный контракт на поставку более чем 700 миллионов баррелей в год. В этом контексте в случае ограничения Западом импорта энергоресурсов из России Китай может составить серьезную конкуренцию странам ЕС. Конечно, с точки зрения России, это будет сопровождаться потерей доходов и глобального влияния. Что касается природного газа, то за последние десять лет зависимость Европейского Союза от российского газа увеличилась. Доля поставок российского газа в общем объеме потребности региона в газе увеличилась с 25% в 2009 году до 35% в 2021 году. И у России есть стратегический ход, который мы должны обязательно учитывать при интерпретации событий на Украине. В газовом потоке, который идет в Европу, поставки по трубопроводу через Украину в 2009 году находились на уровне 60%, тогда как в 2021 году уменьшились до 25%. Другими словами, положение Украины в качестве транзитной страны постепенно ослабло. Если бы "Северный поток – 2" был введен в действие, это соотношение изменилось бы еще больше не в пользу Украины. Еще одна деталь здесь заключается в том, что поставки трубопроводного газа из России уменьшились на 25%. Этот недостаток покрывается за счет сжиженного природного газа (СПГ). По поставкам СПГ США занимают первое место – с долей 37%. Если бы с октября прошлого года импорт СПГ не увеличился, уровень запасов в европейских хранилищах в настоящее время был бы ниже 15%. На самом деле, это еще одно измерение проблемы с точки зрения Европы. В прошлом году Россия экспортировала в Европу, включая Турцию, 175 миллиардов кубометров газа. Сейчас дорожная карта США и ЕС включает следующие шаги: заполнить хранилища до октября, остановить поставки газа из России в 2023 году, восполнить дефицит за счет СПГ. Польша – одна из стран, заявивших об этом наиболее четко. Но можно ли без российского газа заполнить хранилища до 90%? Таким образом, в краткосрочной перспективе Европа не сможет отказаться от российских нефти и газа. Однако в среднесрочной перспективе российский экспорт может быть серьезно ограничен в силу новых подключений, новых схем поставок нефти и инвестиций в возобновляемые источники энергии. Конечно, мир при прохождении через эти этапы будет испытывать потрясения. Цены будут расти, и во многих секторах риски будут постепенно увеличиваться. Один из экспертов Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью российским средствам массовой информации обращает внимание на тот факт, что о решении об энергетических санкциях следует размышлять не только с точки зрения России. "Если торговля углеводородами остановится к зиме, мы увидим глобальный энергетический кризис. Цены на всем глобальном рынке взлетят, потому что рынки связаны между собой. В мире может последовать глобальная рецессия", – ожидает эксперт. В числе вопросов, которые Запад будет изучать еще более активным образом, – отношения Турции с тюркским миром и возможности доступа Запада к ресурсам, находящимся здесь (Южный Кавказ – Каспий – Средний коридор), хотя это уже предмет другой статьи. Автор: Кюршад Зорлу (Kürşad Zorlu) Источник: ИноСМИ, 22.03.2022 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Правительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |