Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?

Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?

После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи.

Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро. Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты.
Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов.
 
Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". 
Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов.
 
Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это.
 
Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры...

Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. 

После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи.
 
Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро.
 
Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты.
Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов.
 
Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". 
Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов.
 
Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это.
 
Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры...
 
Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. 
 
США и Великобритания давно сократили поставки российской нефти. Этот объем не превышает 10%. Набрали обороты контакты с Венесуэлой, Катаром и Азербайджаном. 
Ведущими странами, покупавшими российскую нефть и газ, были США, страны ЕС, Китай, Индия и Великобритания. После прекращения США и Канадой закупок российской нефти Россия может перенаправить эту часть в Китай и Индию, но при определенном снижении цены.
 
Индия, будучи третьей страной в мире по потреблению энергетических ресурсов, в марте этого года закупила в четыре раза больше российской нефти, чем в том же месяце в прошлом году. Утверждается, что диверсификация рынков сбыта может обернуться ущербом для России в размере до 300 миллиардов рублей.
 
Опять же Китай – тоже серьезный покупатель. В настоящее время Пекину поставляется около двух миллионов баррелей в сутки. Две страны в начале 2022 года подписали долгосрочный контракт на поставку более чем 700 миллионов баррелей в год. В этом контексте в случае ограничения Западом импорта энергоресурсов из России Китай может составить серьезную конкуренцию странам ЕС. Конечно, с точки зрения России, это будет сопровождаться потерей доходов и глобального влияния.
 
Что касается природного газа, то за последние десять лет зависимость Европейского Союза от российского газа увеличилась. Доля поставок российского газа в общем объеме потребности региона в газе увеличилась с 25% в 2009 году до 35% в 2021 году.
 
И у России есть стратегический ход, который мы должны обязательно учитывать при интерпретации событий на Украине. В газовом потоке, который идет в Европу, поставки по трубопроводу через Украину в 2009 году находились на уровне 60%, тогда как в 2021 году уменьшились до 25%. Другими словами, положение Украины в качестве транзитной страны постепенно ослабло. Если бы "Северный поток – 2" был введен в действие, это соотношение изменилось бы еще больше не в пользу Украины. 
Еще одна деталь здесь заключается в том, что поставки трубопроводного газа из России уменьшились на 25%. Этот недостаток покрывается за счет сжиженного природного газа (СПГ). По поставкам СПГ США занимают первое место – с долей 37%. Если бы с октября прошлого года импорт СПГ не увеличился, уровень запасов в европейских хранилищах в настоящее время был бы ниже 15%.

На самом деле, это еще одно измерение проблемы с точки зрения Европы. В прошлом году Россия экспортировала в Европу, включая Турцию, 175 миллиардов кубометров газа.

Сейчас дорожная карта США и ЕС включает следующие шаги: заполнить хранилища до октября, остановить поставки газа из России в 2023 году, восполнить дефицит за счет СПГ. Польша – одна из стран, заявивших об этом наиболее четко.
 
Но можно ли без российского газа заполнить хранилища до 90%? 
Таким образом, в краткосрочной перспективе Европа не сможет отказаться от российских нефти и газа. Однако в среднесрочной перспективе российский экспорт может быть серьезно ограничен в силу новых подключений, новых схем поставок нефти и инвестиций в возобновляемые источники энергии.
 
Конечно, мир при прохождении через эти этапы будет испытывать потрясения. Цены будут расти, и во многих секторах риски будут постепенно увеличиваться. Один из экспертов Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью российским средствам массовой информации обращает внимание на тот факт, что о решении об энергетических санкциях следует размышлять не только с точки зрения России. "Если торговля углеводородами остановится к зиме, мы увидим глобальный энергетический кризис. Цены на всем глобальном рынке взлетят, потому что рынки связаны между собой. В мире может последовать глобальная рецессия", – ожидает эксперт.
 
В числе вопросов, которые Запад будет изучать еще более активным образом, – отношения Турции с тюркским миром и возможности доступа Запада к ресурсам, находящимся здесь (Южный Кавказ – Каспий – Средний коридор), хотя это уже предмет другой статьи.

Автор: Кюршад Зорлу (Kürşad Zorlu)

Источник: ИноСМИ, 22.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики