Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за декабрь 2010 г.

Топ-лист событий за декабрь 2010 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за декабрь 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Договоренности с Белоруссией о едином экономическом пространстве и президентские выборы

    Удалось достигнуть соглашения о том, что теперь пошлина будет браться с нефтепродуктов, которые будут пересекать белорусско-европейскую границу, и часть этой пошлины будет попадать в российский бюджет. Однако ситуация с Белоруссией далеко не однозначна. Иногда говорят, что Россия потеряет 3-4 млрд долларов. Это не совсем правильно. Данные цифры берутся в сравнении, если бы Белоруссия платила пошлины за нефть. Известно, что в России пошлины за нефтепродукты существенно ниже, чем пошлины на сырую нефть. И как раз распространение российских правил на Единое таможенное пространство привело к тому, что Белоруссия будет платить на 4 млрд меньше. Но с другой стороны, Минск никогда вообще не платил нам пошлин, сейчас он начнет перечислять хоть что-то. Однако в целом не покидает ощущение того, что Лукашенко в очередной раз Россию переиграл. Немедленно начал снова просить скидку на газ, хотя формула цены была определена еще в 2006 году, там все очень четко прописано. Все это еще раз показывает, что Россия никакой стратегии построения отношений с Белоруссией не имеет и то злится на Лукашенко, то с ним мирится, в целом же, к огромному сожалению, ситуация меняется слабо.

  2. Передача «Башнефти» лицензий на месторождения им. Требса и им. Титова

    С одной стороны, ничего сенсационного не произошло, потому что на эти месторождения оставался один претендент. С другой стороны, это единственная крупная в этом году передача лицензий. С точки зрения продажи на конкурсах лицензий, уходящий год был неудачным. Государство выставляет уже неликвидные лицензии, которые покупать никто не собирается. В этом плане, конечно, месторождения им. Требса и им. Титова, которые готовили к продаже более пяти лет, настоящие жемчужины, и случайным покупателям они достаться не могли. Попали месторождения в руки частной компании «Башнефть», которая в свою очередь принадлежит частной компании АФК «Система», а все активы АФК «Система» скоро сменят владельца и перейдут в еще более «правильные» руки. В определенном смысле, АФК «Система» выполняла роль «шкатулки» по временному хранению активов.

  3. Продажа Газпромбанком нефтехимического холдинга «Сибур» Леониду Михельсону

    Ясно, что г-н Михельсон выполняет роль, аналогичную роли «Системы» и «Башнефти» - «шкатулки» для активов. Т.е. это человек, который берет на себя роль собственника. Газпромбанк тоже был временным хранилищем. Постепенно актив переводят в «правильные» руки, тем более что даже не г-н Михельсон лично им владеет, а несколько оффшорных фирм. Что дальше будет с этими оффшорными фирмами, неизвестно. Ккстати, компания «Сибур» прошла приватизационный путь: в свое время эту компанию вывели из состава «Газпрома», потом ее вернули в «Газпром», а потом хитрым путем через Газпром банк компания оказалась в собственности оффшорных фирм. Вот такая «национализация».

  4. Совещание Совбеза России по вопросам национальной энергетической безопасности

    Приятно, что государство вспомнило об этих проблемах. Все, кому не лень, говорят об энергетической безопасности в Европе, в Китае, и только в России надувают щеки на тему энергетической сверхдержавы, а на практике понимания того, что же такое для России национальная энергетическая безопасность, не имеем. С другой стороны, есть огромные сомнения в том, что после этого появится какой-нибудь вменяемый документ и эта концепция будет не отпиской, как это обычно у нас бывает, а действительно серьезным вменяемым документом.

  5. Визит президента России Дмитрия Медведева в Индию

    Потенциально Индия – очень большой рынок сбыта для наших энергоносителей. Эта страна – энергетический «брат» Китая, там идет стремительный рост спроса на нефть и газ. По газу вообще Индия в том году была лидером: более чем на 25% выросло потребление газа. Собственный добычной комплекс государства не справляется с нагрузкой, поэтому Индия, как и КНР, ищет, где бы взять углеводородов, тем более что в этих странах одинаково велика доля угля в энергобалансе. Но отличие Китая от Индии принципиальное: Россия с Китаем граничит, а с Индией нет, поэтому все наши проекты «разбиваются» о логистику. Единственный серьезный проект, о котором лидеры стран говорили в Дели, это развитие атомной энергетики. Но нельзя серьезно говорить о слиянии нефтяных активов индийской ONGS и российской АФК «Система». Другое дело, что ONGS вообще настолько хочет в России поработать, что готова хоть с кем сливаться: даже ТНК-ВР заявила о том, что она, возможно, обменяется активами с ONGS, хотя как она это будет делать, совершенно не ясно.

  6. Расширение ресурсной базы ямальских проектов

    Продолжается беспрецедентная накачка активами частной компании НОВАТЭК: сначала ей дали налоговые льготы, потом государство обещало вложиться в инфраструктуру, ну а теперь еще и лицензии обещают подкинуть, хотя ситуация там вообще крайне непростая. Две из обещанных лицензий находятся на шельфе, а у НОВАТЭК права получать участки на шельфе в лицензии не прописано.

  7. «Газпром нефть» получил допуск к шельфовым проектам

    История «Газпром нефти» свидетельствует, что определенные фокусы у нас с законодательством возможны. Компания ловко воспользовалась статусом дочерней компании и фактически пробила себе «окно» на шельф, о чем давно мечтала.

  8. Второе дело Ходорковского

    Самое главное уже было сказано: приговор будет обвинительным. Понятно, что власть сознательно перенесла срок оглашения приговора на предновогодний период, когда в Европе и в Соединенных Штатах идут рождественские каникулы и, несмотря на то, что на некоторых телеканалах суд над Ходорковским – новость номер один, в целом внимание на Западе больше приковано к рождественской индейке, а не к приговору. Странно было бы представить, что Ходорковский вышел на свободу за два месяца, например, до парламентских выборов. Несмотря на общественную накачку и истерику, логика развития борьбы за собственность в России и политическая логика подсказывают, что в этом деле другой итог был невозможен.

  9. Принято решение о расширении мощности нефтепровода КТК

    Когда мы говорим про экспорт нефти на Запад, по большому счету, мы честно признаемся, что Россия собирается постепенно превратиться из экспортера в транзитера. Например, мы собираемся расширить мощность трубы, которая предназначена для поставок казахской нефти в Европу. Т.е. мы сами расширяем канал поставок чужой нефти на европейские рынки. Видимо, мы считаем, что наша нефть предназначена для китайских товарищей, наращивающих закупки нефти в России, в результате чего мы просто оголяем свой рынок и уходим из Европы. Решение о расширении КТК – ярчайший пример нашей глупой экспортной политики.

  10. Обыски в банках в рамках дела «Транснефти»

    «Транснефть» давно уже стала магнитом для скандалов: истории идут одна за другой. В данной ситуации мы видим, что новое руководство компании, озабоченное происходящим, пытается «перевести стрелки» на своих предшественников. Поэтому-то активно рассказывается о том, как все украл Семен Вайншток. Николаю Токареву, конечно, тоже не позавидуешь, потому что он оказался между двумя мощными политическими кланами – один тянет в Китай, другой ориентирован на Европу; ВСТО против БТС-2 – давние трубопроводные войны. Но поскольку в следующем году БТС-2 мы построим, очевидно, что ситуация вокруг г-на Токарева будет гораздо более драматичной. Так что текущий скандал с «Транснефтью» явно не последний.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики