Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария на КТК как «вишенка» на нефтяном рынке

Авария на КТК как «вишенка» на нефтяном рынке

Поломка КТК добавилась к множеству других факторов, создающих негативный фон на рынке нефти

22 марта Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) сообщил, что временно выводит из эксплуатации выносное причальное устройство (ВПУ-3) под Новороссийском из-за смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов, чтобы провести на нем ремонт. Позже стало известно о том, что КТК вынуждено приостановить эксплуатацию еще одного выносного причала. 23 марта глава консорциума заявил, что погрузка нефти на терминале КТК полностью остановлена, прием в трубопровод пока продолжается, резервуаров хватит до конца четверга.

Стоит отметить, что сам инцидент произошел 20 марта при пятибалльном шторме, когда ветер сместил силовой каркас одного из трех плавучих шлангов (они используются для отгрузки нефти на танкеры). Как заявил глава КТК Николай Горбань, после поломки выхода нефти в море не было. Ремонт оборудования, по оценкам специалистов, займет как минимум три недели, если погода будет благоприятной.

При этом Каспийский трубопроводный консорциум может впятеро снизить объем транспортировки нефти относительно заявок грузоотправителей. «Если подтвердится ущерб — то это может быть и 1,5-2 месяца. Это достаточно серьезные сроки, и мы видим риск того, что может выпасть около 1 млн баррелей в сутки. Естественно, мы бы хотели, чтобы восстановление случилось максимально быстро и последствия были устранены, потому что это влияет на российские компании, это влияет в том числе на добычу российских компаний в регионе. Поэтому, конечно, мы здесь будем делать все возможное, чтобы устранить эти потенциально серьезные последствия», — прокомментировал ситуацию замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

Стоит отметить, что это не первая авария на выносных причалах КТК. 7 августа 2021 года под Новороссийском при загрузке греческого танкера Minerva Symphony с выносного причального устройства произошел разлив нефти. Причиной аварии стал выход из строя в ходе загрузки гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Тогда из-за разрыва внутренней полости гидрокомпенсатора наружу вышло около 50,7 кубометров нефтяной жидкости (исходя из плотности смеси это соответствует примерно 40 тоннам), из которых в акваторию Черного моря попало 16,3 кубометров. Однако Росприроднадзор считает, что объем разлива был примерно в 10 раз больше и составил 394 тонны. Примечательно, что через несколько дней после разлива спутниковые снимки Института космических исследований РАН показали, что нефть разлилась на площади почти 80 квадратных километров. Институт распространил сообщение, что площадь разлива оказалась в 400 тыс. раз больше, чем заявил КТК.

Напомним, что трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз-Новороссийск составляет 1511 км. Он транспортирует более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Казахстанские компании владеют 20,75% акций консорциума, еще 31% у РФ, остальные принадлежат LUKARKO (дочерняя компания ЛУКОЙЛа), Shell, ExxonMobil, Chevron и другим компаниям. Мощность магистрали составляет 67 млн т нефти в год.

Аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что КТК — это одно из основных экспортных направлений для нефти Казахстана:

«На российскую добычу эта авария не повлияет, а вот у Казахстана могут возникнуть сложности. КТК — основной экспортный маршрут для нефти этой страны.

В связи с этим теперь у казахской нефти есть три варианта пережить эту аварию. Первый — часть нефти пока загружать в хранилища и ждать, когда закончится ремонт в Новороссийске. Скорее всего, он продлится около месяца, а то и больше, поскольку шторма продолжаются. Второй — это увеличить поставки в порты Ленинградской области. Третий — погрузить нефть в танкеры и гнать их до Баку по Каспийскому морю, потом перегружать в нефтепровод Баку-Джейхан и поставлять сырье до средиземного побережья Турции, а затем опять загружать его в танкеры и вести на рынки сбыта. Как правило, для казахской нефти — это юг Европы (Испания, Италия, Франция). Последний вариант самый дорогой», — рассказал эксперт. Он отметил, что перебои с поставками также возможны, поскольку пока будут перенаправляться эти объемы, пройдет время, и кризис на европейском рынке может усугубиться.

По его мнению, главной проблемой для рынка является то, что поломка КТК добавилась к множеству других факторов: «Хуситы стреляли по нефтяным объектам Саудовской Аравии. В отношении России угрожают вести санкции, запрещающие экспорт ее нефти. Дефицит на рынке нефти в принципе возрастает, поскольку добычу не могут увеличить страны ОПЕК+ из-за недофинансирования отрасли в предыдущие годы. Все это добавляется друг к другу, и общий негативный фон создает предпосылки к существенному росту цен», — пояснил Юшков.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов, касаясь в своем комментарии ситуации с приостановкой работы двух из трех выносных причальных устройств под Новороссийском, указал:

«Потенциальный объем выпадающих поставок соответствует 1% от мирового потребления.

В текущих условиях это очень существенная доля, так что форс-мажор на КТК можно считать весомым аргументом в пользу сохранения высоких цен. При этом смесь КТК является альтернативой Urals. Так что спрос на последнюю может вырасти, а ценовой дисконт Urals к эталону Brent — сократиться. Кроме того, рост напряженности с поставками в Европе может усилить позиции политиков, выступающих против эмбарго на нефть из России», — резюмировал Галактионов.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 23.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики