Главная > Актуальные комментарии > Скоро в нефтегазе > Что нас ждет в 2011 году

Что нас ждет в 2011 году

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее ожидаемых событий в отрасли в 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Приватизация в нефтегазовом комплексе

    Вопреки распространенному мнению, что в стране идет национализация нефтегазового комплекса, в реальности активы расходятся по частным рукам. Например, в 2010 г. укреплялись позиции частной компании НОВАТЭК. И в 2011 г. произойдет много значимых событий, к приватизации готовятся очень серьезные активы. Нужно будет определиться со схемой продажи «Роснефти». Уже появляются варианты привлечения китайских партнеров. Конечно, в 2011 г. «Роснефть» продана еще не будет, но тем не менее стратегический курс будет избран – это курс на продажу контрольного пакета в «Роснефти» «правильным» инвесторам, которые с удовольствием поделятся частью этой компании со своими китайскими партнерами.

  2. Российско-украинские отношения

    Мы вправе ожидать, что будет создано совместное предприятие «Газпрома» и «Нафтогаза» по управлению газотранспортной системой Украины. К пониманию этого пришла и украинская элита. Все прекрасно понимают, что с момента начала строительства «Южного потока» через 7-8 лет Украина как транзитное государство умрет. Виктор Янукович, видимо, хочет управлять Украиной долго. Не исключено, что и с подачи российского премьера Владимира Путина, президенту Украины внушается уверенность в этом вопросе. Поэтому и мысль о создании СП, ранее так плохо приживавшаяся в голове г-на Януковича, уже не претит ему, а даже приятна.

  3. Газовые переговоры с Китаем

    Это одна из важнейших тем в 2011 г. России не следует бездумно засовывать голову в пасть красному дракону, ведь пока у Китая нет желания покупать газ дорого. Если мы подпишем договор, абсолютно нам невыгодный, и начнем переброску газа с Западной Сибири в Китай, т.е. с тех месторождений, газ с которых фактически уже законтрактован для поставок в Европу, это будет чудовищной ошибкой. Надеемся, что 2011 год будет годом адекватных переговоров с Китаем.

  4. Ввод в действие двух газопроводов – первой нитки «Северного потока» и «Сахалин-Владивосток»

    Эти трубы разные с точки зрения экономической эффективности. «Северный поток» – труба, которая уже фактически имеет готовые контракты. Этот проект не российский в чистом виде, а российско-европейский, учитывая, что в нем участвуют четыре европейский компании – немецкие, французская, голландская. «Северный поток», который еще пять лет назад воспринимался чуть-ли не как чудовищный, будет наконец завершен, и ничего страшного в нем, как оказалось, нет. Что касается проекта «Сахалин-Владивосток», то он более спорный. Вызывает определенные вопросы эффективность строительства, а самое главное - сама схема реализации газа. Возможно, в 2011 г. будет принято решение о строительстве завода по производству СПГ во Владивостоке, но гораздо проще было бы построить новые терминалы на Сахалине, чем прокладывать эту трубу.

  5. Запуск БТС-2

    Это еще один крупный инфраструктурный проект. Его завершение неизбежно повлечет за собой необходимость поиска ответа на главный «нефтяной» вопрос современной России: какова экспортная стратегия российского государства? Труб прокладывается все больше, в разных направлениях, но добыча не растет. Даже из последнего варианта нефтяной стратегии до 2020 г. видно, что уже государство признает, что скоро в нефтяной сфере начнется стагнация, а может быть, даже и падение. В этой ситуации новые трубы надо будет чем-нибудь заполнять. Нефти на все проекты не хватит. Поэтому и важно определить приоритеты для России: БТС-2 или ВСТО - Европа или Китай?

  6. Решение по Штокмановскому проекту

    Может быть, это и не такой крупный проект с точки зрения производства газа, но для России он принципиально важен. До сих пор Россия очень слабо представлена на шельфе, однако очевидно, что будущее добычи в нашей стране так или иначе связано с шельфовыми месторождениями. С другой стороны, проект очень важен с точки зрения партнерства с нерезидентами. 2010 г. был очень в этом смысле проблемным, и хотелось бы, чтобы 2011 г. принес гораздо больше позитивных новостей, в том числе по фактам сотрудничества на Штокмановском месторождении. Ожидаем, что финальное инвестиционное решение по проекту будет принято уже в первом квартале 2011 г., и проект перейдет в стадию практической реализации.

  7. Третий энергетический пакет

    В 2011 г. третий энергетический пакет должен быть адаптирован до правоприменительной практики отдельных стран. Это очень актуальная тема. Дело в том, что с третьим пакетом связаны ожидания по избавлению Европы от зависимости от поставщиков газа. Любопытно, как это будет применяться на уровне регионов, потому что, например, уже видны проблемы с Польшей, где «Газпром» перезаключил контракт. К Польше пытались применить третий энергопакет, мотивируя это тем, что рынок Польши – один из самых монополизированных в Европе. В Европе вообще распространено убеждение, что цены на углеводороды высокие потому, что есть монополия, и если либерализовать доступ к инфраструктуре отдельных стран, начнется конкуренция производителей газа. Но зачастую на тех рынках, что считаются монопольными (а рынок Польши почти на 100% монопольный), особой маржи собственник трубы не получает. Чтобы конкуренция была, нужно чтобы большое количество производителей газа начали бороться за доступ к этой трубе. Т.е. для конкуренции необходим переизбыток газа. Многие эксперты уверены, что на европейском рынке десять лет будет наблюдаться переизбыток газа. В реальности же мы видим, что уже 2010 г. прошел со сбоями. Будет ли ЕС до конца честен с производителями газа, особенно в ситуации, когда окажется, что конкуренцию между ними обеспечить не удается. Для Европы эта тема станет самой горячей в 2011 г.

  8. Форум стран-экспортеров газа и Катар

    В 2010 г. Катар принял важнейшее решение - остановить принятие инвестиционных решений о строительстве новых терминалов до 2014 года. 2011 г. будет очень важным с точки зрения того, сумеют ли Россия и Катар выработать общую экспортную стратегию. Это то, что Европу действительно может напугать. Это то, что позволит им контролировать мировой рынок и в перспективе обеспечить себе комфортную цену. На ноябрь запланирован крупный форум в рамках ФСЕГ. Очень важно, чтобы это мероприятие не превратилось в пустую формальность.

  9. Будущее сланцевого газа

    Ближайшее время должно показать, насколько жизнеспособной была вера в сланец. Есть все основания думать, что объем добычи в 2010 - 2011 гг. даже в США не будет таким огромным, как это было в 2009 г. Мало вероятно, что сланец будет расти такими же темпами, как это было с 2005 по 2009 гг. Поэтому 2011 г. – тест на выживание «сланцевой революции». Риски ее очевидны. Во-первых, это цена. Дело в том, что в 2010 г. газ стремительно дешевел на американском рынке, в связи с чем инвестиции в сланец уже не делались в таком объеме, как это было, начиная с 2005 г. Вторая проблема – это проблема технологий. Сланцевая добыча подбирается к крупным городам, актуализируются экологические вопросы, а значит, возрастает потребность в новых технологиях.

  10. Цены на углеводороды

    Понятно, что цены могут падать в период каких-то краткосрочных промежутков, но в среднесрочной перспективе, конечно, цены все равно будут оставаться высокими. Растет народонаселение, растет спрос на энергоносители. Особых предпосылок для удешевления нефти нет. Думаем, что и с газом ситуация будет любопытная. Конечно, продолжатся дискуссии о переходе на спотовые цены, но даже в 2010 г. цены на спотовом рынке обогнали цены на долгосрочных контрактах. Это говорит о том, что мир все равно возвращается к ситуации энергетического голода, в которой, конечно, говорить о каких-то низких ценах на нефть и газ не приходится.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики