Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лукойл» купил крупную столичную сеть независимых АЗС

«Лукойл» купил крупную столичную сеть независимых АЗС

Сделка одобрена ФАС с предписаниями

«Лукойл» купил компанию «ЕКА», владеющую сетью АЗС и автомоек в Москве и Московской области, следует из данных «СПАРК–Интерфакса». Нефтяная компания стала собственником 100% «ТК ЕКА» и «ЕКА–процессинг» – ее структурного подразделения, осуществляющего эксплуатацию процессингового центра (обеспечивает безналичный расчет за топливо для юрлиц). Смена собственника «ЕКА» произошла 23 марта. В «Лукойле» не дали дополнительных пояснений «Ведомостям».

Предыдущим владельцем являлся закрытый ПИФ «Газпромбанк – Эридан», ставший собственником компании в декабре 2020 г. До этого владельцем заправок «ЕКА» был предприниматель Александр Пименов.

Компании принадлежит более 90 АЗС на территории Москвы и Подмосковья, это одна из крупнейших независимых (не принадлежащих нефтяным компаниям) розничных сетей в регионе. По итогам 2020 г. чистая прибыль «ЕКА» составила 156 млн руб., данных за 2021 г. нет. Сеть «Лукойла» до сделки насчитывала более 5000 АЗС, в том числе более 2600 в России.

Сделка прошла одобрение ФАС, но с рядом предписаний, сообщила пресс–служба ведомства 24 марта. «Лукойлу» запрещено необоснованно повышать стоимость нефтепродуктов на АЗС в Красногорске, где после совершения сделки компания займет более 50% рынка. Кроме того, компанию обязали продавать на АЗС не только премиальное топливо (с различными присадками, например АИ–95 ULTIMA), но и «базовое».

«Еще одним требованием предписания является регулярная реализация нефтепродуктов на бирже. Также «Лукойл» не должен осуществлять приобретение нефтепродуктов на биржевых торгах у других нефтяных компаний или дочерних структур. Это позволит обеспечить потребителей необходимыми объемами топлива», – сообщила ФАС. Если требования не будут выполняться, ведомство сможет через суд признать сделку по покупке «ЕКА» недействительной.

В 2020 г. сделка по продаже «ЕКА» оценивалась в 4,5 млрд руб. Источники «Коммерсанта» тогда утверждали, что она проведена в интересах «Лукойла» через близкие к нему структуры. Источник «Ведомостей» в мелкооптовой топливной торговой компании подтверждает это. По его словам, цена сделки могла быть ниже рыночной, так как «найти покупателя на подобные активы сложно». При этом она не стала неожиданностью для рынка: сегодня в РФ лишь три крупных игрока, способных приобрести сразу такое количество АЗС – «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть». При этом «Газпром нефть», по его словам, сейчас не заинтересована в расширении собственной сети АЗС. В «Роснефти» же еще в 2020 г. заявляли, что не имеют отношение к сделке с сетью «ЕКА».

Вице–президент Независимого топливного союза (НТС, объединяет малые независимые сети АЗС) Дмитрий Гусев отмечает, что наиболее ликвидный рынок АЗС в Москве и городах–миллионниках. АЗС, размещенные на региональных трассах, «зачастую убыточны». «В этом отношении покупка «Лукойлом» одной из крупнейших независимых сетей АЗС, осуществляющих деятельность в Москве и Подмосковье, кажется более чем оправданным шагом», – сказал он «Ведомостям».

Гусев добавил, что даже в крупных российских городах реализация бензина нередко может быть убыточной для владельца АЗС, основную прибыль генерируют продажи сопутствующих товаров, спрос на которые остается стабильным.

«Лукойл» традиционно ориентирован на иностранный рынок, но из–за обострения конфликта на Украине и введения санкций против РФ поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт затруднительны, отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Покупка «ЕКА» связана с необходимостью расширять сбыт на внутреннем рынке, считает он.

По данным «Росстата», на 4 марта 2022 г. средние потребительские цены на бензин на АЗС в России составляли 50,9 руб. за 1 литр. При этом литр АИ–92 стоил 47,6 руб., АИ–95 – 51,6 руб.

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 24.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики