Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и Европе обрубили нефтяные концы в Черном море

США и Европе обрубили нефтяные концы в Черном море

Шторм повредил терминал загрузки Каспийского трубопроводного консорциума в Черном море, а подрядчики из-за антироссийских настроений не хотят поставлять проекту оборудование и материалы для восстановления работы. Европа и США остались без казахской нефти, большая часть которой принадлежит европейским и американским компаниям и не имеет никакого отношения к России. Эксперты прогнозируют дефицит сырья на НПЗ Испании, Италии и Франции и новый виток роста цен на сырье.

Аномальный пятибалльный шторм на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума под Новороссийском повредил два выносных причальных устройства.

«На сегодняшний день погрузка на нефтяном терминале остановлена полностью», — заявил вчера в эфире Первого канала генеральный директор КТК Николай Горбань. Он добавил, что пока есть небольшой запас в резервуарном парке, но он не бесконечен: «Предполагаем, что к концу суток мы вынуждены будем остановиться».

Восстановление может занять полтора-два месяца, сообщил вице-премьер Александр Новак, выступая в Госдуме. «И в этот период, конечно, этот объем нефти на мировые рынки может не поставляться, что может сказаться на рынках нефти», — заметил замглавы российского правительства.

Восстановление работы терминала напрямую зависит от поставок материалов, но пока западные компании отказываются их продавать, сказал генеральный директор КТК Николай Горбань.

России в КТК принадлежит 24%. При этом, по результатам 2021 года, 87% поставляемой по нефтепроводной системе сырья добыта в Казахстане и большая ее часть принадлежит европейским и американским компаниям.

В КТК поступает нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В первом американским Chevron и ExxonMobil принадлежат 75%. На Карачаганаке 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. В Кашагане, в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.

В 2021 году средняя прокачка по КТК составляла 1,3 млн баррелей в сутки.

«Это негативное событие для рынка. КТК — это основной маршрут экспорта казахской нефти, который рассчитан на 67 млн тонн в год. Теоретически Казахстан может отправить часть нефти через балтийские порты России, а другую — в Азербайджан танкерами и далее по нефтепроводу в турецкий Джейхан. Но это дорогие варианты. Возможно, у страны есть возможность накопить запасы в стране, но нельзя исключать и варианта, что придется сокращать добычу, пока КТК не запустили», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Вице-премьер Александр Новак заявлял, что снижение поставок по КТК может составить 1,1 млн баррелей в сутки. К этому стоит добавить атаки хуситов на объекты Саудовской Аравии и постоянные заявления о возможном европейском эмбарго на российскую нефть, говорит Игорь Юшков.

«Нервозность на нефтяном рынке растет», — замечает эксперт. Рынок и так испытывает дефицит сырья, а как только НПЗ во Франции, Испании и Италии, куда поступает часть казахской нефти, начнут испытывать еще большую нехватку, стоимость нефти продолжит рост, считает Игорь Юшков. Под удар попадет и Румыния, которая получает треть нефти из Казахстана.

Вчера стоимость нефти североморского сорта Brent снова превысила $ 120 за баррель.

Источник: EADaily, 24.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики