Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа и США меняют условия на рынке энергетики

Европа и США меняют условия на рынке энергетики

Многие с шоком наблюдают за тем, что происходит на международных энергетических рынках. Прежде всего реагируя на растущие цены. Но в реальности надо обратить внимание на гораздо более серьезное явление, грозящее длительной дестабилизацией энергетических рынков. Речь идет о развале устоявшихся правил торговли углеводородами, которые складывались десятилетиями. Самое удивительное, что формировал правила как раз политический Запад, который теперь же их и крушит с грацией слона в посудной лавке.

Начнем со "священного" права собственности. Правительство Британии придумало формулу временной национализации, которую намерена применить к газпромовской дочке GMT. "Газпром" физически не поставляет газ на остров, но торгует им там по своповым схемам. По сути, это в большей степени символический шаг, больше похожий на запрет на деятельность (при этом компания ВР при желании может в любой момент вернуться к деловой активности в России, ее активы никто не отбирал). Но очень показательный.

Ранее Великобритания доказывала, что на ее территории право собственности священно, это фундаментальная экономическая ценность западной цивилизации. На этом, кстати, основывались экономика неоколониализма. Метрополии уже не нужно было продолжать грабить свои колонии - это могли делать сами представители ставших независимыми стран. Главное, чтобы заработанные деньги везли потом в Лондон, где им обещали и незыблемое право собственности, и арбитражный суд, и юридическую защиту. Теперь все рушится: собственность могут отобрать где угодно, у кого угодно и под любым предлогом.

Запад пытается показать, что потребление нефти и газа связано с колоссальными рисками

Идем дальше. Демонтируется контрактное право. С самых высоких трибун прямо говорится, что обязательства Запада перед РФ и даже перед ее коммерческими компаниями не имеют значения. Мол, Россия сама виновата. Но в той же ровно логике можно представить аргументацию о том, что любые контракты теперь могут быть необязательными к исполнению. Например, контракты с саудитами можно не исполнять из-за нарушения прав человека в теократической монархии, с китайцами - из-за кейса с Тайванем или уйгурами. Оказывается, коллективный Запад, если ему понадобится, теперь может нарушить любой контракт.

Самый очевидный пример. Все обсуждают планы Европейской комиссии сократить потребление российского газа на 101,5 млрд кубометров уже в 2022 году. И никто в Брюсселе даже не задает вопрос про долгосрочные контракты, они словно испарились. А ведь европейские покупатели имеют твердые обязательства на закупку 130-140 млрд кубометров газа у "Газпрома" и его дочек. Я оставлю в стороне вопрос о том, что планы ЕС по замещению газа носят откровенно фантазийный характер. Сейчас подчеркну другое - ЕК делает вид, что коммерческих контрактов просто нет. Она публикует официальный доклад, где пытается разъяснить, каким путем можно грубо нарушить коммерческие обязательства перед "Газпромом". И это совершенно новый поворот.

Можно было предположить, что США таким образом продолжают борьбу с трубопроводными поставками, традиционно осуществляемыми по долгосрочным контрактам, пытаясь создать единый глобальный спотовый рынок СПГ. Однако на самом деле и в СПГ-бизнесе долгосрочные контракты играют важную роль. Потому что производитель в отрасли с длинным инвестиционным циклом должен понимать стратегию сбыта на много лет вперед. Да и покупатель хочет иметь гарантии получения нужных объемов по понятной ценовой формуле. Именно поэтому 60-65% мировой торговли СПГ идет по долгосрочных контрактам. И что мы видим? Еще в конце прошлого года произошла показательная история. Пакистан обвинил итальянскую Eni и трейдера Gunvor в том, что они перепродали грузы, законтрактованные Пакистаном, на спотовом рынке Европы, где резко выросли цены. Речь идет о срыве 10-летнего соглашения, по которому Eni и Gunvor должны поставлять газ с катарских проектов. Так что мы видим подрыв основ работы газового рынка по всем направлениям.

Долгое время западный подход базировался еще на принципе римского права о том, что "договоры должны соблюдаться" - даже при неблагоприятной политической или иной конъюнктуре. Отказ от исполнения контрактов считался опцией как раз для не слишком надежных незападных игроков. И вот теперь принципы, существовавшие более двух тысяч лет, начинают разрушать.

Что же дальше? Генерация хаоса на энергетических рынках формирует принципиальную развилку. Первый вариант. Коллективный Запад пытается нанести окончательный удар по углеводородам, не особо замечая, что "стреляет" в целом в глобальную торговлю, полностью разрушая правила игры. Но в сегменте энергетики начинается "последний решительный" бой за продвижение "зеленой повестки". Мы видим попытку показать, что потребление нефти и газа связано с колоссальными рисками, что надежность их поставок будет разрушена, а цены будут запредельны. Очевидно, что возобновляемая энергетика заменить углеводороды не в состоянии. Но для этого и нужен колоссальный шок. Естественно, что это сознательный путь к энергетичеcкому голоду и ограничению потребления. Собственно, к этому сейчас открыто призывают западные политики ("не летайте на самолетах, не пользуйтесь машинами, не ешьте мяса"). Сытой Европе открыто предлагают затянуть пояса - сжечь мосты с углеводородами и перейти на нестабильную зеленую энергетики.

Но есть и альтернативный сценарий. Сомнительно, что такие перспективы понравятся таким крупным импортерам нефти и газа как Китай и Индия. Да и поставщики нефти и газа не в восторге от происходящего. Участники рынка газа из третьих стран теперь боятся, что в случае политического кризиса с ними поступят так же, как и с Россией, банально мешая и не давая нормально продавать нефть и газ (а заодно другое сырье и даже несырьевые товары) даже незападным странам. Доступ к трейдерам, биржам, информационным терминалам западных агентств и даже банально к собственным долларовым счетам в иностранных банках в мгновение ока может быть закрыт - опыт России здесь выглядит максимально убедительным. Но и этого мало - они понимают, что дело уже не в борьбе с Россией, а в окончательной дискредитации углеводородов. Поэтому именно сейчас будет формироваться новый "углеводородный полюс". С новыми правилами игры. Это и в интересах крупных незападных потребителей нефти и газа, понимающих, что для их экономики перебои с поставками углеводородов просто губительны. И, естественно, в интересах поставщиков нефти и газа.

Так что не удивительно, что наша идея торговли газом за рубли совпала с планами Саудовской Аравии начать переговоры с Китаем о продаже своей нефти в эту страну за юани, обходя долларовую инфраструктуру. Понятно, что это только начало пути. Но дорога уже очерчена. Индия уже объявила, что готова к рассмотрению варианта перехода к закупкам российской нефти за рупии. Эрдоган в телефонных переговорах с Путиным, согласно официальной информации, обсуждал вопрос о переводе части российско-турецкой торговли в альтернативные доллару валюты. Доверять доллару, ВТО, западному коммерческому праву сейчас уже невозможно.

Дальше начнется самое интересное - экономическая конкуренция двух альтернативных моделей энергетического и экономического развития. Где мир "зеленой энергетики" должен будет доказать конкурентоспособность в сравнении с миром нефти и газа, живущим уже по новым правилам. Боюсь только зеленому миру опять придется звать на помощь политику.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Российская газета, 24.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики