Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последняя капля. Почему Саудовская Аравия задумалась о продаже нефти за юани?

Последняя капля. Почему Саудовская Аравия задумалась о продаже нефти за юани?

Самый крупный экспортер нефти и стратегический партнер Соединенных Штатов — Саудовская Аравия решила изменить своему давнему союзнику и наладить продажу «черного золота» в Китай за юани вместо долларов.

Об этой прискорбной для Вашингтона новости со ссылкой на свои информированные источники поведало на днях солидное американское издание Wall Street Journal. Подобное событие может подорвать доминирующие позиции доллара на глобальном рынке нефти, пишет WSJ. Подавляющее большинство (80%) мировых продаж «черного золота» осуществляется в долларах. Саудиты в этом плане не исключение. Они торговали нефтью в обмен на доллары еще с 1974 года, когда была заключена сделка с администра­цией Никсона в обмен на гарантии безопасности королевства. Однако с тех пор много воды утекло. Тем не менее Саудовская Аравия до последнего была предана американской валюте, хотя в мире нарастала тенденция дедолларизации. И вот все резко изменилось…

Такое решение Эр-Рияда вызрело не на пустом месте и имеет свои, прежде всего политические, причины. Во-первых, США не поддержали Саудовскую Аравию в Йеме­не. Во-вторых, Вашингтон готовит новую сделку с Тегераном по поводу ядерной программы, в результате которой иранскую нефть выведут из‑под санкций. Эр-Рияд также был шокирован поспешным выводом ­войск США из Афганистана в прошлом году. Однако последней каплей стали экономические действия Вашингтона в отношении России, которые напугали даже его союзников.

Это на самом деле не первый звонок от Саудовской Аравии для США. В начале марта вышло ­интервью саудовского принца Мухаммеда бин Салмана американскому журналу The Atlantic. Принц прямо заявил о том, что страна может как увеличить, так и уменьшить инвестиции в Соединенные Штаты. По его словам, вложения королевства в американскую экономику достигают 800 млрд долларов. Активизация переговоров с Китаем по переводу продажи нефти с доллара в юани имеет тот же посыл. Саудиты ничего этого еще не сделали, но предупредили Штаты, что могут сократить инвестиции в США и отказаться от использования доллара при нефтяных расчетах. Теперь дело за Вашингтоном. Эр-Рияд, вероятно, пытается остановить санкционный меч США, который начал бить по всем без разбора.

Китай покупает более 25% нефти, которую экспортирует Саудовская Аравия, а королевство является крупнейшим поставщиком нефти в Поднебесную. Причем взаимные интересы КНР и Саудовской Аравии не ограничиваются исключительно нефтяными поставками — Saudi Aramco инвестирует в неф­теперерабатывающие и нефтехимические предприятия в Китае, заточенные под ее нефть. Переговоры между Эр-Риядом и Пекином о переводе по крайней мере части нефтяных контрактов на юани активизировались после длительного перерыва. Власти Саудовской Аравии и представители крупного бизнеса испытывают все большее недовольство внешней политикой администрации Байдена. При этом Китай, являясь крупнейшим в мире импортером нефти, предлагает королевству множество выгодных стимулов. Саудовская Аравия в свою очередь продемонстрирует готовность к сближению с ее парт­нерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Правда, источник WSJ в адми­нистрации президента США назвал идею принимать юани в нефтяных расчетах с Китаем агрессивной и маловероятной. По его мнению, подобная возможность обсуждалась в прошлом, но в практи­ческую ­плоскость не перешла. Оплата крупных поставок нефти в юанях может пошатнуть экономику Саудовской Аравии, валюта которой — риал — привязана к доллару. По информации издания, советники наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана предостерегают его от поспешного принятия решения, которое может иметь непредсказуемый экономический эффект.

А вот Китаю возможность установления цен и оплаты поставок энергоносителей в юанях очень интересна, поскольку это сущест­венно увеличит долю его национальной валюты в международных расчетах и ее значимость для мировой экономики. Но планы КНР ­существенно шире — в Юго-Восточной Азии она продвигает использование исключительно национальных валют при торговле между странами. Торговля между Китаем и Россией в существенной части ведется без использования долларов США, взаимодействие осуществляется в юанях. Индия рассматривает возможность покупки сырой нефти и нефтепродуктов из РФ со скидкой через транзакции в индийских рупиях и рублях с юанем в качестве базисной валюты.

Эксперты не имеют общей позиции по поводу возможных последствий шагов Саудовской Аравии в направлении замены доллара на юань в торговле нефтью с Китаем. Так, например, старший научный сотрудник аналитического ­центра «Тайхэ» Ван Цзайбан считает, что ускорение переговоров между КНР и Саудовской Аравией может отражать начало расшатывания основ гегемонии США. По его словам, есть сведения, что переговоры между Эр-Риядом и Пекином по этому вопросу периодически велись в течение шести лет и существует целый ряд причин, по которым Саудовская Аравия решила ускорить процесс. «Во-первых, в последние годы зависимость США от нефти с Ближнего Востока снизилась, а забота Вашингтона о безопасности в этом регионе испарилась, что вызывает все большее беспокойство Саудовской Аравии и других традиционных американских союзников на Ближнем Востоке», — отметил эксперт.

Во-вторых, добавил он, в июле прошлого года США пришлось в спешке бежать из Афганистана после долгих лет упорной борьбы, что стало поражением столетия в мировой истории и заставило многих американских союзников испытать тревогу. В-третьих, чтобы прочно привязать Европу к «колеснице» стремлений США к мировому господству, Вашингтон умело спланировал и срежиссировал возникновение военного конфликта между Россией и Украиной, а ­после использовал гегемонию доллара для введения беспрецедентных санкций против РФ. По его словам, США полностью отбросили некоторые основные концепции и принципы, от которых зависит капиталистическая рыночная экономика, и полны решимости разорвать современный международный политический и экономический порядок.

«Эр-Рияд не в восторге от применения санкций против России, поскольку понимает, что сейчас санкции принимаются против его нефтяного конкурента, а завтра могут применяться против самой Саудовской Аравии. Сейчас в Белом доме правит элита, которая считает, что Саудовская Аравия должна быть с США в одном ближневосточном альянсе. Но завтра верх могут взять саудовские скептики, которые имеют противоположное мнение», — полагает научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. «Саудовский принц прямо говорит, что ему все равно, правильно или неправильно понимает его Байден. Королевство теперь явно не считает, что нужно так сильно дружить со Штатами, как раньше, и лучше диверсифицировать партнеров и экономику», — добавляет эксперт.

Впрочем, даже если Эр-Рияд переведет продажу всей своей нефти в юани (пока это только намерение), такое решение все равно не изменит мировой нефтяной рынок быстро и кардинально, считает Митрахович. «Возможный вклад Саудовской Аравии в процесс дедолларизации мировой экономики, скорее всего, будет невелик и составит менее 2% от мировой торговли в долларах, так как даже ­сокращение огромных долларовых резервов Китая понизило процент доллара как резервной валюты примерно на 3% с 2015 года», — отмечает аналитик.

По мнению старшего научного ­сотрудника Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николая Суркова, несмотря на текущие разногласия по вопросам нефти, Соединенные Штаты и Саудовская Аравия все еще нужны друг другу в качестве союзников. «Отношения между странами всегда складывались проблематично, особенно когда у власти в США находятся демократы. Можно вспомнить, как они критиковали саудовскую военную кампанию в Йемене. Но все эти взаимные обиды тянутся с 2000‑х, когда американцы нарушили баланс сил в регионе, ­свергнув иракского лидера Cаддама Хусейна. Однако пока трения преодолимы. Есть заинтересованность сторон друг в друге. Их связка, может, и ослабнет, но не исчезнет — по крайней мере до тех пор, пока Китай не скажет, что он готов взять на себя не только экономические, но и военно-политические обязательства», — говорит эксперт. По его словам, пока Пекин не готов защитить своих союзников. «Да, КНР способна инвестировать и предлагать технологии, но не хочет становиться военно-политическим игроком на Ближнем Востоке», — уверен политолог.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 25.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики