Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США могут оставить Европу без газа

США могут оставить Европу без газа

Увеличить экспорт газа в Европу дополнительно на 15 млрд кубометров в 2022 году планируют США. В дальнейшем Америка постарается поставлять странам Старого Света 50 млрд кубометров газа в год. В сообщении на сайте Белого дома говорится, что это поможет европейцам снизить зависимость от импорта из России.

Обещанные объемы составляют треть от трубопроводных поставок газа в Европу из России. Соответственно создается впечатление, что если другие крупные производители сжиженного природного газа (СПГ), а именно Катар и Австралия, также нарастят экспорт в Европу, то добиться запланированного Еврокомиссией снижения экспорта из России (на 101,5 млрд кубометров) пусть не в 2022 году, но в ближайшие годы вполне возможно. На деле же эти обещания не более чем жонглирование цифрами.

Фактически США обещают в ближайшие годы увеличить экспорт газа в Европу только на 25 млрд кубометров. Если спрос на газ в Европе будет расти (а это ожидаемо, учитывая зеленую повестку), то дополнительные поставки американского СПГ закроют лишь увеличение потребностей стран Старого Света в "голубом топливе", а не потеснят российский газ. С учетом поставок отечественного СПГ в Европу 25 млрд кубометров газа из США - это 13,5% от российского экспорта в прошлом году (без Турции - 28 млрд кубометров).

В 2022 году США планируют расширить мощности двух из семи заводов СПГ, что может означать увеличение производства СПГ на 7 млн тонн (9,7 млрд кубометров - "РГ"), объясняет директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. Обещания США в 2022 году выполнимы (15 млрд кубометров = 11 млн тонн) только при условии направления всех новых объемов, а также перенаправления имеющихся потоков СПГ в Европу, отмечает Белова.

С этим согласен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, который также подчеркивает, что газ Европе придется покупать по нынешним экстремальным ценам. При этом Европа сейчас является премиальным рынком и, учитывая более короткое плечо транспортировки по сравнению с Азией, могла рассчитывать на импорт дополнительных объемов СПГ и без всяких слов из Белого дома, уточняет эксперт.

Фото: Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Сергей Тихонов

Но дело даже не в недостаточности обещаемых объемов поставок из США для вытеснения российского газа из Европы. В США газовая отрасль устроена не так, как в России, где добычей, транспортировкой и экспортом газа занимается одна компания, причем в случае с трубопроводным газом, принадлежащая государству. В США, как правило, газ добывает одна компания, транспортирует до завода СПГ другая, сжижает третья, а экспортирует четвертая. И сломать эту схему едва ли получится у нынешнего президента Джо Байдена.

Поэтому дополнительные объемы американского СПГ будут идти в Европу до тех пор, пока газ здесь будет стоить дороже, чем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где рынок СПГ в три раза больше европейского по объемам потребления. И, если конъюнктура поменяется, никто не сможет запретить экспортерам перенаправить поставки из Европы в страны АТР.

Как отмечает Белова, президент и правительство США не вправе указывать частным компаниям точки сбыта их продукции, тем более что по условиям большинства контрактов право собственности на СПГ переходит его покупателям на заводе, то есть из США юридически уплывает уже не американский газ.

Но есть еще Катар и Австралия, также крупные производители СПГ. Катар на днях опроверг информацию, что готов нарастить поставки в Европу в ближайшие годы. Основным рынком сбыта для страны остается АТР. По словам Беловой, дополнительные мощности у Катара появятся не ранее 2025 года, а австралийский газ с учетом дальности от Европы поплывет в этот регион, только если цены превысят 2000 долларов за тысячу кубометров.

Конечно, у Европы остаются еще другие поставщики - Алжир, Азербайджан и Норвегия. Но их дополнительные мощности слишком малы, чтобы повлиять на объемы поставок газа из России. Как поясняет Гривач, Норвегия пообещала увеличить поставки лишь на 2,5 млрд кубометров. Азербайджан сейчас поставляет на максимуме возможностей, который к тому же поддерживается поставками в эту республику газа из России, а у Алжира тоже нет особых возможностей нарастить экспорт, не создавая проблем на внутреннем рынке.

С минимальными инвестициями в дополнительные компрессорные станции мощность существующего Южного газового коридора (ЮГК) из Азербайджана в Европу может быть увеличена на 7-10 млрд кубометров, уточняет Белова. Но этот потенциал пока не обеспечен ресурсной базой. Дополнительное увеличение поставок потребует создания новых коридоров из Азербайджана (второго ЮГК) и Туркмении (Транскаспийский газопровод), а на это уйдут годы. Для сравнения, строительство Южного газового коридора из Азербайджана от принятия решения по второй фазе месторождения Шах-Дениз до запуска системы газопроводов до Европы заняло семь лет, подчеркивает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 28.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики