Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ЕС схватились за плавучие терминалы СПГ: на всех не хватает

Страны ЕС схватились за плавучие терминалы СПГ: на всех не хватает

Италия, Франция и Германия ищут плавучие терминалы СПГ. Нидерланды уже нашли, а в Великобритании собираются возобновить работу закрытого терминала. Власти стран Евросоюза лихорадочно пытаются снизить импорт российского топлива и начинают биться за регазификационные терминалы, которых не так уж и много в мире.

«Франция мобилизует беспрецедентные ресурсы для увеличения мощностей по приему СПГ и снижения зависимости от российского газа. Государственные органы в партнерстве с крупнейшими французскими энергетическими компаниями планируют установить новый терминал СПГ в порту Гавра», — сообщает Les Echos со ссылкой на источники. По данным издания предварительный проект готовится между министерством экологического перехода, TotalEnergies и GRTGaz, которая является дочерней компанией Engie.

В порту на севере Франции власти и компании хотят установить танкер — регазификационный терминал.

Тем временем Италия ищет на рынке два подобных плавучих терминала СПГ. «Сегодня мы официально обязали Snam вести переговоры по приобретению одного плавучего терминала и лизингу второго», — заявил на прошлой неделе во время парламентских слушаний министр по энергопереходу Италии Роберто Чинголани. Суда общей мощностью 10 млрд кубометров в год планируют разместить в портах Тирренского и Адриатического морей — рядом с уже существующей газовой инфраструктурой.

Примерно тогда же о планах разместить в Балтийском и Северном морях три регазификационных терминала мощностью 27 млрд кубометров заявил и министр экономики Германии Роберт Хабек. В Берлине надеются, что первый заработает уже к будущему отопительному сезону.

Тем временем нидерландский оператор газотранспортной системы Gasunie уже подписал соглашение с компанией Exmar на пятилетний фрахт плавучего регазификационного терминала мощностью 17 млн кубометров в сутки (6 млрд кубометров в год). Баржу FSRU S188 установят в порту Эмсхавен в Гронингене. Как сообщает Gasunie, терминал планируют запустить в конце третьего квартала — перед началом отопительного сезона.

На этом фоне международный трейдер Trafigura хочет возобновить работу британского терминала в Teesside. Он работал в 2007—2015 годах. А в 2017 году терминал приобрел Trafigura, который ожидал «окно возможностей», чтобы инвестировать 24 млн фунтов в возобновление работы газопорта. Этот проект также осуществят с плавучим терминалом СПГ.

В прошлом году страны ЕС импортировали 155 млрд кубометров трубопроводного газа и в виде СПГ из России. В Еврокомиссии опубликовали предложение сократить в этом году закупки в России на треть — на 50 млрд кубометров.

Проблема стран Северо-Западной Европы состоит в том, что даже при наличии сжиженного газа у региона не хватает мощностей. Так, по данным GIE, терминалы Франции, Нидерландов и Бельгии работают на 80−90% мощности, а у Германии их нет вообще.

«Чтобы „найти“ быстро, нужно у кого-то ПРГУ забрать. Пока, насколько я понимаю, желающих дать судно Европе нет», — замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

«Европа ищет плавучие терминалы, сколько бы это ни стоило», — сказал The Financial Times управляющий директор норвежской BW LNG Янгвил Эшейм. Компания владеет регазификационными терминалами.

Свободных судов при этом немного, согласен исполнительный директор Golar LNG Фредерик Стаубо. По его оценке, из 50 плавучих регазификационных терминалов доступны только пять и еще три могут появиться в этом году из-за истечения сроков контрактов. Он добавил, что Северной Европе подойдут далеко не все танкеры, так как для некоторых из них температура воды ниже 10 градусов по Цельсию не подходит для систем теплового обмена.

Как отмечает The Financial Times, стоимость фрахта терминалов уже подорожала не менее чем на 50% - до $ 150−180 тыс. в сутки. «Сейчас идет война ставок между желающими зафрахтовать танкеры», — сказал управляющий директор FSRU Solutions Гордон Милн.

В то же время изготовление нового танкера — терминала занимает достаточно много времени и сейчас можно разместить заказ только на 2027 год.

Рост конкуренции за СПГ и плавучие терминалы может выкинуть на обочину такие небогатые страны, как Шри Ланка, Панама и Бразилия. «Европа, возможно, ускорит зеленый переход, но что случится с остальной частью мира и Азией.. По таким ценам они будут сжигать уголь», — сказал управляющий директор норвежской BW LNG Янгвил Эшейм.

Европейские страны стремятся резко нарастить импорт СПГ, однако до сих пор непонятно, откуда они возьмут дополнительные объемы. Как писало EADaily, поставки сжиженного газа в Европу и так уже выросли с начала года на треть и составляют 320−330 млн кубометров в сутки без учета Турции и Великобритании. По сравнению с прошлым годом разница может составить 40 млрд кубометров.

На прошлой неделе США и Еврокомиссия договорились о дополнительных поставках в 15 млрд кубометров в виде СПГ в этом году от Соединенных Штатов и других альтернативных поставщиков. С учетом того, что сейчас закупки к следующему сезону начнет наращивать и Азия, то, очевидно, по результатам года Европа получит на 35−45 млрд кубометров в виде сжиженного газа больше, чем в прошлом году.

«Думаю, поставки российского газа составят минимум 110−120 млрд кубометров. Без учета Турции. Что примерно соответствует уровню „бери или плати“ по долгосрочным контрактам. Если европейцы хотят купить меньше газа и заплатить за него больше, мы не будем сильно возражать. Хотя как многолетний партнер были заинтересованы в более привлекательных для покупателей ценах и при нормальной политической атмосфере могли бы найти взаимовыгодное решение», — говорил EADaily замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 28.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики