Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский газ — отказ: перейдёт ли Европа от деклараций к действиям

Российский газ — отказ: перейдёт ли Европа от деклараций к действиям

Поставки российского газа в Европу по газопроводу «Ямал — Европа» этой ночью упали до нуля. С чем это может быть связано, «Московская газета» обсудила с энергетическими экспертами

Нулевые показатели прокачки по газопроводу «Ямал — Европа» могут быть вызваны российской инициативой о переводе оплаты за газ в рубли, сказал «Московской газете» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

«Пока неясно, чем это вызвано, можно только предполагать. Известно, что подобного рода события происходили и до этого, когда «Газпром» неожиданно прекращал подачу по тем или иным маршрутам. Возможно, просто нет заказов на прокачку «газпромовского» газа. Но если этот факт связан с тем, что мощности не были выкуплены со стороны европейских потребителей, то он может быть вызван решением о переводе оплаты за российский газ в рубли. Мы знаем, что Европа категорически против данного шага. Не исключаю, что европейские потребители пока не контрактуют эти мощности, и для «Газпрома» они оказываются невостребованными. Скорее всего мы скоро увидим снижение потребления Европой российского газа», — отметил эксперт.

Это, по словам собеседника издания, касается краткосрочных заказов, вернее, их отсутствия, а в том, что касается долгосрочных контрактов, «Газпром» ничего не будет сокращать. Европа может перейти от деклараций к действиям в вопросе отказа от российского газа, считает представитель Фонда национальной энергетической безопасности.

«Многие страны в свое время декларировали отказ от российского газа. В частности, Польша отказалась от заключения долгосрочного контракта на поставку «голубого топлива». Но это решение было принято несколько лет назад, задолго до февральских событий вокруг Украины. Что касается деклараций других стран ЕС, сейчас ситуация ухудшилась в том плане, что эти декларации могут идти в плоскость практической реализации. Европа не сможет сразу отказаться от российского газа, но сейчас она настроена довольно решительно. Да, последнее решение Еврокомиссии об отказе от российского газа весьма декларативно, практические шаги расписаны «широкими мазками». Вспомним газопровод Nabucco, которым долго пугали Россию, а в итоге он оказался не достроен. Но сейчас Европа может перейти от деклараций к действиям. И, может быть, даже не через 3–4 года, а гораздо быстрее. Мы видим, как запускаются проекты, которые буквально недавно еще были остановлены, например, по приему СПГ в Италии. В январе эти инициативы были признаны нецелесообразными, а в феврале к ним снова вернулись. Главная опасность в том, что тренд развернулся в нехорошую для нас сторону», — рассказал Александр Перов.

По мнению специалиста, реальных возможностей найти альтернативу российскому газу у Европы мало, но Евросоюз может решиться на чрезвычайные меры: «Даже учитывая обещания США перенаправить в Европу дополнительные 15 млн т СПГ, они будут в любом случае взяты с мирового рынка, и в каком-то месте их не будет хватать. Какие-то дыры в европейском энергобалансе это прикроет, но не сильно. В этом же ряду стоят такие меры, как увеличение закупок норвежского газа, попытки договориться с Катаром, увеличить прокачку алжирского газа. Всё это дает незначительный прирост. Европа может также предпринять такой кардинальный для нее шаг, как возврат к угольной генерации. Тогда она «наступит на горло» собственной «климатической песне». Угля в мире много. Есть австралийский, американский, индонезийский. Германия заявила, что уже к осени сократит поставки российского угля до нуля, а сократит их в два раза — уже через несколько недель».

Нулевая прокачка газа по газопроводу «Ямал — Европа» никак не связана с решением о переводе оплаты за российский газ в рубли, сказал «Московской газете» директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

«Исходя из принятого президентом РФ решения, к 31 марта Банк России должен представить четкие механизмы перевода расчетов за поставляемый в «недружественные страны» российский газ в рублях. Это решение и его исполнение не означают, что с 1 апреля поставки газа в государства, которые даже публично высказались, что не будут исполнять это решение РФ, будут прекращены. После получения этого решения и с учетом того, что само решение было доведено до «Газпрома» в формате директивы правительства как основного акционера компании, дальнейшая его реализация будет происходить в рамках коммерческих переговоров, и это займет какое-то время. Поэтому обнуление прокачки российского газа по газопроводу «Ямал — Европа» никак с этим не связано. С другой стороны, мы должны понимать, что Россия обеспечивает поставки газа по газопроводу «Ямал — Европа» только в случае наличия соответствующих заявок со стороны европейских покупателей. Видимо, их сейчас нет. Кстати говоря, в течение последних месяцев такая ситуация неоднократно повторялась. Свидетельством моей позиции служит то, что прокачка газа по украинскому транзиту, по газопроводу «Северный поток» и по другим каналам сейчас идет на уровнях, близких к максимальным. Это означает, что долгосрочные контракты на поставку газа продолжают выполняться, все происходит в текущем режиме», — добавил Алексей Громов.

Тем не менее перевод оплаты поставок газа в рубли может привести к конфликтной ситуации, сказал эксперт в комментарии изданию Forbes.

«Теоретически такое развитие событий исключать нельзя, — подтвердил Алексей Громов «Московской газете». — Система долгосрочных контрактов построена таким образом, что ее изменение (а изменение валюты расчета является существенным изменением) возможно только в случае достижения договоренностей между сторонами. Либо в судебном порядке через институты Стокгольмского арбитража. Сейчас с российской стороны происходит одностороннее нарушение системы контрактов. Можно было бы рассматривать его как форс-мажор. Но в данной ситуации это было бы возможно, если бы РФ официально объявила текущую ситуацию форс-мажором, чтобы, сославшись на это, изменить условия контракта. Этого сделано не было. В этих условиях у контрагентов «Газпрома» появляется широкий набор опций: с одной стороны, согласиться на условия компании и перевести оплату за газ в рубли по тем схемам, которые предложит Россия, провести дополнительные консультации с «Газпромом» и предложить дополнительные варианты оплаты за газ с учетом позиции российской стороны или отказаться от исполнения новых условий РФ, идя на потенциальный разрыв контрактов. Сейчас многие европейцы пытаются занять такую позицию, мол, мы не слышим предложений России и продолжаем исполнять контракт так, как он прописан, в прежней валюте. В этой ситуации Москва может воспринимать это как неуважение к исполнению долгосрочного контракта и будет иметь полное право на ограничение поставок газа по таким контрактам. Вопрос в том, кто первым это сделает: либо европейцы объявят, что разрывают долгосрочный контракт с Россией, либо Россия — что ограничивает поставки тем потребителям, которые не готовы платить в рублях».

Какова вероятность такого развития событий в текущей международной ситуации?

«Будем честными, это высокая вероятность, — отметил Алексей Громов. — В Европе не наблюдается единой позиции по этому вопросу, не все страны готовы пойти на принцип во взаимоотношениях с Россией. Но многие государства с учетом заявлений их лидеров и коммерческие компании этих стран под политическим давлением своих лидеров могут пойти если не на разрыв контрактов, то на неисполнение российских требований по переводу оплаты в рубли. И это может повлечь за собой ограничение поставок газа этим потребителям».

Однако ничего такого с точки зрения экономической логики не должно происходить с 1 апреля, считает эксперт.

«Мы должны довести до европейских партнеров не просто наше решение, но и предполагаемые механизмы исполнения этого решения, и тогда уже после консультации с европейскими юристами, представителями компаний будет полное понимание. Мы дождемся официального юридически значимого ответа от каждого конкретного покупателя российского природного газа по долгосрочному контракту, и в отношении каждого покупателя будет приниматься конкретное решение», — заключил Алексей Громов.

Автор: Николай Васильев

Источник: Московская газета, 30.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики