Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкеры-газовозы лишились 15%-ной скидки за проход через Суэцкий канал

Танкеры-газовозы лишились 15%-ной скидки за проход через Суэцкий канал

Но на фоне аномально высоких цен на газ рынок этого почти не заметит

Администрация Суэцкого канала с 15 марта отменила скидки для танкеров, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), сообщается на сайте администрации. До октября 2021 г. на проход СПГ-танкеров действовала 25%-ная скидка, в октябре она была уменьшена до 15%. Теперь же дисконт отменяется совсем.

По словам главы администрации канала Усамы Рабии, слова которого приводятся в релизе, решение об окончательной отмене скидок было принято из-за «значительного роста мировой торговли, улучшения экономики судов, а также развития водного пути Суэцкого канала и улучшения транзитных услуг».

Ранее также сообщалось о росте тарифов канала для груженых и балластных судов. С 1 марта 2022 г. на 10% выросла цена для нефтяных танкеров; для многоцелевых и большегрузных судов – на 7%, сухогрузов – на 5%. Для всех остальных – за исключением круизных лайнеров и СПГ-танкеров (газовозов) – стоимость прохода по нему увеличилась на 6%.

По данным портала Maritime Executive, на транзит через Суэцкий канал приходится порядка 12% мирового морского торгового трафика и 5–10% от всех поставок нефти. По итогам 2021 г. доходы Египта от эксплуатации канала составили рекордные $6,3 млрд.

Консультант Vygon Consulting Иван Тимонин подчеркивает, что Суэцкий канал играет важную роль в обеспечении мировой торговли СПГ – как для европейского, так и для азиатского рынков. По словам эксперта, в 2020 г. через него прошли 388 груженых газовозов. Из них 276 направлялись с Востока на Запад, поставляя СПГ с Ближнего Востока в Европу, 112 – в обратном направлении на азиатский рынок с газом преимущественно из России и США.

Таким образом стоимость проводки судов, по словам Тимонина, в первую очередь отразится на ценах СПГ в Европе, но существенным это влияние не будет. «Для СПГ-танкера вместимостью 170 000 куб. м стоимость проходки составляет сейчас около $290 000, или порядка $0,08 за 1 МБТЕ (MMBTU, 1 млн британских тепловых единиц) груза (примерно $2,8 за 1000 куб. м, по расчетам «Ведомостей»). После отмены скидок в расчете на 1 МБТЕ сжиженного газа стоимость проходки выросла немногим более чем на 1 цент», – подсчитал аналитик.

Отмену скидок Тимонин не связывает с появлением новых внешних факторов. «Это делается планомерно. В 2014 г. размер дисконта составлял 35% от базовой ставки, в 2015 г. – 25%, а с октября 2021 г. снизился до 15%. Но это не влияло существенно на рынок СПГ», – добавил он. С этим согласен руководитель международной практики КПМГ Антон Усов.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач добавляет, что руководство Суэцкого канала могло бы отменить скидку и раньше. Но после инцидента с посадкой на мель контейнеровоза Ever Given в марте 2021 г., перекрывшего Суэцкий канал, администрации требовалось привлечь дополнительные грузы, поясняет он. «Сейчас грузопоток уже восстановился. Кроме того, значительно выросли цены на топливо, что сделало поход вокруг Африки еще более дорогим», – добавил Гривач.

Высокие цены на газ, в том числе и на СПГ, сохраняются на глобальном рынке с осени 2021 г. Рост цен на энергоносители, подстегиваемый восстановлением мировых экономик после коронавируса, начался еще летом 2021 г. А введение западных санкций в ответ на начало Россией специальной военной операции на Украине привело к ограничению глобальных поставок энергоресурсов и росту цен на нефть, газ и уголь. 7 марта 2022 г. цена апрельского газового фьючерса на нидерландском хабе TTF приблизилась к $3900 за 1000 куб. м.

В Азии спотовые цены на газ традиционно выше, чем в Европе. Но в конце прошлого года из-за резкого роста цен в ЕС азиатская «премия» сменялась европейской, в результате чего трейдеры начали перенаправлять поставки из Азии в Европу («Ведомости» писали об этом 22 декабря 2021 г.). Согласно данным биржи ICE, индекса Plattz и расчетам «Ведомостей», на 14 марта азиатская премия составляла около $20 за 1000 куб. м. Аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов оценивает ее в $30 по наиболее популярным контрактам с поставкой на месяц вперед.

15 марта спотовые цены на газ в ЕС выросли до $1325 за 1000 куб. м, что несколько снизило азиатскую премию. Но повышение цен на газ в ЕС Тимонин связывает скорее с переводом в режим реверса российского экспортного газопровода Ямал – Европа (мощность – 32,9 млрд куб. м в год), чем с повышением ставок Суэцким каналом. Гривач согласен, что при текущих высоких спотовых ценах на газ рост тарифа из-за отмены дисконта за проход через канал «будет практически незаметен» для перевозчиков.

«В нынешних условиях мировой рынок газа становится все более глобальным, разница в ценах между Америкой, Европой и Азией постепенно стирается», – обращает внимание Усов. По его словам, наблюдаемое сейчас сокращение азиатской премии «является наглядным примером» этой тенденции.

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 15.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики