Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Планы коррекции экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты

Планы коррекции экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты

По сообщениям СМИ, Минэнерго с марта 2011 года предлагает новый налоговый режим, подразумевающий снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение пошлины на экспорт нефтепродуктов. 18 января основные параметры реформы были одобрены на совещании у вице-премьера Игоря Сечина. В случае ее реализации, экспортная пошлина на сырое «черное золото» уменьшится примерно на 7%, а пошлины на светлые и темные нефтепродукты будут выровнены и составят 66% от уровня показателя для нефти. В настоящее время, напомним, средняя ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной (70,7% на светлые и 38,1% на темные нефтепродукты).

Предлагаемые меры теоретически способны простимулировать рост российского нефтяного экспорта и тем самым снизить (или даже превысить) уровень выпадающих бюджетных доходов от снижения экспортной пошлины на нефть. Части предприятий придется задуматься о вложениях в техническое перевооружение, поскольку распространенный сейчас экспорт дешевых низкокачественных темных углеводородов станет менее рентабельным. Также снизится субсидирование российской стороной белорусских НПЗ, поскольку российские экспортные пошлины на нефтепродукты будут распространяться и на них в рамках соглашений по Таможенному союзу.

Но зато появляется риск сокращения общей российской переработки (по некоторым оценкам, на 30 млн тонн в год), что в долгосрочном плане слабо вяжется с модернизационными приоритетами развития российской экономики, провозглашенными на высшем политическом уровне. Примечательно, что недавно пришла новость и об отказе «Роснефти» от одного из главных проектов переработки внутри России — от крупного НПЗ на конце нефтепровода ВСТО. Все это постепенно может превратиться в тенденцию. Также отметим, что с неизбежностью возникнет снова проблема так называемых «самоваров» — малых НПЗ, работающих в «серой» правовой зоне, либо вообще нелегально, но зато позволяющих удовлетворить часть непритязательного спроса в условиях роста внутренних цен на бензин. Который как раз вероятен при сокращении переработки.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики