Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станислав Митрахович: Схема оплаты «Газпрома» мягкая и компромиссная

Станислав Митрахович: Схема оплаты «Газпрома» мягкая и компромиссная

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сообщил, что страна готова платить за российский газ в рублях.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович пояснил для читателей «Журналистской правды», почему Венгрия решила принять российские условия оплаты, повлияет ли ее пример на другие страны ЕС, и что будет с теми, кто откажется.

«Вопрос по Венгрии сейчас прорабатывается. Как сказал Петер Сийярто, министр иностранных дел и экономических связей Венгрии, пока вопрос будет разбираться технически, у них есть полтора месяца на его проработку. Но интересен сам факт, что на политическом уровне правительство Венгрии не будет мешать компаниям платить в рублях, особенно на фоне заявлений других европейских стран.

Думаю, в итоге многие европейские государства согласятся платить по схеме, предложенной Россией, потому что она мягкая и компромиссная. В этой схеме разводится валюта контракта и валюта платежа. Валюта контракта по-прежнему может оставаться в евро, но валютой платежа становятся рубли. Сначала европейская компания должна будет отправить евро на свой счет в «Газпромбанке», потом эта же компания открывает рублевый счет в этом же банке, и внутри самого банка осуществляется конвертация с валютного счета на рублевый. На счет «Газпрома» попадают уже рубли. Эта схема может устроить многих, так как она относительно компромиссная и дает возможность снизить риски блокировки транзакций и введения санкций в отношении «Газпромбанка». Это уже неплохой результат.

Другие страны Европы, отказавшиеся платить в рублях за российский газ, просто не хотят идти хоть на какие-то политические уступки России и лишний раз работать с российской финансовой системой. Хотя, строго говоря, когда они переводят евро в Россию, то все равно работают с нашей финансовой системой. Не думаю, что переход на оплату газа в рублях будет сложным. В крайнем случае будет два информационных пузыря: когда европейской общественности объясняют одно, российской – другое. Но в итоге торговля продолжается, а именно это нужно России и Европе. Европе нужен российский газ, а России – деньги, речь идет о миллионах евро каждый день, что составляет серьезные объемы средств.

Может, конечно, сложиться ситуация с прекращением поставок газа в отдельные страны. Тогда отказавшимся придется отбирать газ у соседей, использовать реверсную схему как на Украине. Например, Польша откажется приобретать российский газ, а будет перекупать его у Германии, такие варианты не исключены. Либо потом начнется торг о восстановлении поставок газа, если прерывание будет временным».

Источник: Журналистская правда, 06.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики