Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава «Лукойла» пожаловался на переизбыток мазута

Глава «Лукойла» пожаловался на переизбыток мазута

Он грозит остановить работу российских нефтеперерабатывающих заводов. Раньше мазут экспортировался в США

Нефтеперерабатывающие заводы в России оказались на грани остановки из-за избытка мазута. В марте экспорт этого топлива упал в полтора раза по сравнению с февралем из-за проблем с логистикой и оплатой. Около 1,5 млн тонн мазута осталось в хранилищах.

Глава и совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов описал проблему в письме вице-премьеру Александру Новаку, с документом ознакомился «Коммерсантъ». Бизнесмен просит отменить повышающие коэффициенты на экологические штрафы, чтобы сжигать часть готового мазута на ТЭЦ, большинство из которых сейчас работают на природном газе.

В Минприроды предупредили, что подобная мера снизит поступления в бюджеты регионов. Министерство предложило оставить коэффициенты, но пересчитать валовые выбросы, чтобы снизить затраты компаний.

Говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Почему возник переизбыток мазута, почему теперь его девать на НПЗ некуда и хотят остановить работу именно по производству мазута? Потому что мазут шел в США огромными объемами, а они, в свою очередь, в 2019 году ввели санкции против Венесуэлы, которая поставляла им ту самую битуминозную нефть — тяжелую, сернистую. И именно мазут стал заменителем для венесуэльской нефти. Тот мазут, который шел в США, теперь девать некуда. Какой-то период действительно будет потрачен на перестроение рынков, мы отправляем все больше на азиатские рынки: в Индию, в Китай, в Юго-Восточную Азию. Наше место занимают те, кто поставлял на эти рынки, то есть в основном это Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и другие производители. Вот то же самое будет происходить с Европой. Но пока этот период перестроения будет происходить, мы будем видеть такие проблемы. Нам придется давать скидку на нашу нефть, нам придется где-то сокращать добычу, сокращать переработку, в конечном итоге я думаю, что Россия в целом выйдет на те же самые уровни объема и добычи, и переработки, которые есть сейчас. Но, опять же, сколько займет этот переходный период, пока мы уйдем на азиатские рынки, окончательно сказать сложно. Скорее всего, этот период измеряться будет месяцами. А переизбыток не всегда значит, что конечный потребитель увидит изменение ценника на АЗС, это скорее значит, что на бирже, когда, например, независимые АЗС покупают, то это у них просто прибыль растет. Они задешево купили и за ту же самую цену, что раньше, продали».

Производство мазута в России по итогам прошлого года составило более 40 млн тонн. Значительная его часть — топочный мазут с высоким содержанием серы, что ограничивает его использование для бункеровки морских судов и дальнейшей переработки. Основное направление его использования — топливо для электро- и теплогенерации.

Однако использовать мазут вместо газа нецелесообразно, считает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:

«Есть ограничения по спросу за рубежом, можно компенсировать возможные потери в реализации топлива просто внеплановым проведением ремонтных работ. Но отключать котлы и сжигать мазут вместо газа, наверное, не совсем целесообразно. Тем более в последние 20 лет идет увеличение глубины переработки, если они не успели за 15 лет это сделать, это проблема самих нефтяных компаний. С другой стороны, я не увидел огромного предложения на бирже от «Лукойла» того же мазута. У нас почему-то вместо того, чтобы использовать текущие рыночные инструменты, начинаются какие-то запросы к правительству. Выходите на биржу, предлагайте продукт, у вас его купит рынок. Почему правительство должно за свой счет что-то придумывать и менять нормативную базу?»

В «Лукойле» и Минприроды не дали комментариев на момент публикации статьи, в Минэнерго сообщили о проработке вопроса.

Источник: BFM.RU, 07.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики