Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запад открывает нефтяные закрома: у России другие заботы

Запад открывает нефтяные закрома: у России другие заботы

После отказа ОПЕК+ нарастить добычу сверх плана Запад выбросит на рынок из стратегических запасов 240 млн баррелей нефти, чтобы снизить цены на нефть. Одна эта мера позволит лишь остановить рост котировок, полагают эксперты. Пока Россия не перестроит свои поставки, а США не используют другие инструменты, удешевления нефти вряд ли стоит ожидать, считают они, добавляя, что за несколько месяцев Россия может и не успеть найти покупателей на весь объем нефти и нефтепродуктов, который выпал с рынков Европы и США.

Правление Международного энергетического агентства (МЭА) утвердило новый исторический экстренный выпуск нефти из стратегических запасов стран участниц МЭА.

«Участники согласовали продажу 120 млн баррелей нефти в течение шести месяцев. США добавят 60 млн баррелей», — сообщает МЭА. В результате, по его данным, из стратегических запасов в течение полугода на рынок выбросят 240 млн баррелей нефти.

«Это эквивалентно более 1 млн баррелей в сутки, которые станут доступны на глобальном рынке», — говорится в сообщении. В МЭА заметили, что члены агентства имеют 1,5 млрд баррелей общественных запасов и около 575 млн баррелей по обязательствам перед нефтегазовой промышленностью.

Таким образом, Запад собирается потратить 12% своих запасов.

Новость об исторической распродаже, которую обсуждают уже неделю, совпала со снижением цен на нефть. Но небольшим. Котировки североморского сорта Brent все равно остались на уровне $ 100 за баррель. Год назад они находились на уровне $ 63.

«Конечно, США хотят снизить цены на нефть. Внутри США растут цены на топливо и популярность Джо Байдена снижается. Администрация пытается все свалить на Россию и ситуацию на Украине, однако цены росли весь 2021 и 2022 годы», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. По его мнению, нынешний шаг США и партнеров — это, скорее, попытка сдержать дальнейший рост цен.

«С одной стороны, это будет не какой-то мгновенный выброс большого количества нефти на рынок, а достаточно долгосрочный. С другой, идет перестроение нефтяного рынка — Россия будет все больше сырья отправлять в Азию. Во время этого процесса Россия будет снижать объемы экспорта. И то, что США и партнеры выбросят на рынок, лишь компенсирует это снижение. В глобальном масштабе ничего не поменяется», — Игорь Юшков отмечает, что небольшое снижение цены на нефть в последние дни больше связано с потреблением в Китае, где после Олимпиады произошла новая вспышка коронавируса и страна вводит достаточно жесткие локдауны.

Распродажа части стратегических запасов — временная мера, и их необходимо будет восстанавливать, замечает эксперт: «И тогда получится ситуация, когда спрос на нефть вырастет — она будет нужна для потребления и пополнения запасов». Он полагает, что более действенным инструментом может стать ужесточение монетарной политики США.

«В этом году они еще несколько раз будут поднимать ставки ФРС. Это значит, что денежная масса на рынке будет сокращаться и не на что будет покупать фьючерсы, и они будут падать в цене», — добавил ведущий аналитик ФНЭБ.

Вице-премьер России Александр Новак заявил на этой неделе, что в апреле добыча нефти в стране может снизиться на 4—5% из-за смены логистики и финансовых сложностей по страхованию и использованию танкеров.

«Это около 550 тыс. баррелей в сутки», — пишет в Twitter колумнист Bloomberg Жавье Блас. Он отмечает, что в первых числах апреля добыча нефти в России была ниже февральских показателей на 580 тыс. баррелей в сутки.

«Снижение добычи в России в начале апреля значительно меньше, чем 3 млн баррелей в сутки, которые прогнозировало МЭА. Еще рано судить, но, кажется, Россия нашла желающих на свою нефть и много лазеек, чтобы продолжать продажи», — заметил колумнист.

После начала спецоперации России на Украине США и Канада запретили импорт нефти из России, а европейские трейдеры начали снижать закупки из-за финансовых рисков и угрозы репутационных потерь. Тем не менее, пишет Жавье Блас, лазейки нашли и европейские трейдеры. Например, Shell отказалось от российских продуктов и сырья, но не считает дизельное топливо российским, если в смеси его 49,99%. Технически, груз не из России, заметил колумнист Bloomberg.

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин считает, что альтернативными рынками для российской сырой нефти могут стать Индия и Китай — для них дисконт, с которым торгуется Urals, выглядит весьма привлекательно.

«С нефтепродуктами ситуация сложнее, так как и Индия, и Китай являются их чистыми экспортёрами и не нуждаются в значительном количестве дополнительных объёмов. Полагаем, что в итоге это приведёт к снижению объёмов нефтепереработки и изменению структуры экспорта в пользу сырой нефти», — Александр Потавин добавляет, что найти за несколько месяцев покупателей на выпадающие объёмы и избежать снижения добычи в России как минимум на 1,5 млн баррелей в сутки будет сложно.

«Однако примерно схожая ситуация была ранее во время коронавируса, и тогда российские нефтяники показали, что способны консервировать скважины с минимальными расходами при возобновлении добычи на них в дальнейшем. Но прежде всего такую операцию по консервации скважин можно осуществить на относительно „молодых“ месторождениях Восточной Сибири, где работает „Роснефть“. „Лукойлу“, „Татнефти“ и „Башнефти“ в такой ситуации будет наиболее проблематично — восстановление после консервации зачастую бывает сделать невозможно», — сказал аналитик ФГ «Финам».

Источник: EADaily, 08.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики