Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Алексей Гривач: России предстоит переосмыслить всю стратегию развития отрасли СПГ

Алексей Гривач: России предстоит переосмыслить всю стратегию развития отрасли СПГ

Импортозамещение в условиях санкций и геополитического столкновения с Западом не равнозначно постепенной локализации

Евросоюз опубликовал пятый пакет санкций, который содержит запрет на поставку в Россию оборудования для переработки нефти и сжижения природного газа. В документе ЕС сообщается, что в «черный список» оборудования для производства СПГ занесены технологические установки для охлаждения газа в СПГ-процессе, технологические установки для разделения и фракционирования углеводородов в процессе СПГ, технологические установки для сжижения природного газа, холодильные камеры в СПГ-процессе, криогенные теплообменники и криогенные насосы в процессе СПГ.

Напомним, что в настоящее время на стадии строительства в России находятся два проекта — это «Арктик СПГ 2» компании НОВАТЭК и Балтийский СПГ «Газпрома».

По ряду экспертных оценок данные санкции ставят под угрозу реализацию ряда проектов: дело в том, что первая линия «Арктик СПГ 2» хотя и завершена на 98%, но часть оборудования еще не поставлена в Россию. Кроме того, готовность второй линии составляет всего 40%. Новые ограничения могут повлиять и на цели Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, согласно которой доля России на мировом рынке СПГ должна достигнуть 20%.

О том, как новые санкционные ограничения скажутся на российской СПГ-отрасли, «НиК» рассказал заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«НиК»: Насколько российская отрасль СПГ зависит от импортных технологий в сегментах крупнотоннажного, среднетоннажного и малотоннажного СПГ?

— Российские крупнотоннажные СПГ-проекты на сегодняшний день имеют критическую зависимость от оборудования и технологий из ЕС и США. В то же время пока неизвестно, как именно будут работать введенные санкции: выполнят ли западные контрагенты свои обязательства по действующим контрактам, в каком виде и в каком объеме. Это предстоит оценить участникам этих проектов. Для нас эти угрозы были очевидны, но, к сожалению, тот же НОВАТЭК в угоду скорости монетизации запасов сделал ставку на простую закупку оборудования, отказавшись от широкой кооперации с другими интересантами по созданию локализованной технологической базы для СПГ-проектов.

«НиК»: Как быстро может быть устранена эта зависимость от импортных технологий?

— Сложно сказать, поскольку импортозамещение в условиях санкций и геополитического столкновения с Западом (да еще в период острой фазы конфликта) — это не равнозначно постепенной локализации. Здесь нужно переосмыслять всю стратегию в сфере СПГ не только на корпоративном, но и на государственном уровне. Риски критической зависимости в этой сфере, о которой мы много раз говорили, к сожалению, материализовались. И здесь придется двигаться, разумеется, не с чистого листа, но в совершенно ином формате.

«НиК»: Можно ли ожидать падения объемов сжижения газа в России?

— Данные санкции пока не затрагивают действующий проект «Ямал СПГ», поэтому сокращение добычи в результате этих санкций произойти не должно. Но под вопросом находится разработка новых запасов под новые проекты. Кроме того, крайне проблематичной станет замена оборудования в уже готовом проекте, так как это потребует нового проектирования, если это вообще возможно, учитывая монополию Запада на технологии крупнотоннажного СПГ.

«НиК»: Будет ли сокращаться присутствие России на мировом рынке СПГ?

— Пока не очень понятно, как скажутся санкции на действующих проектах в среднесрочной перспективе. Столкнутся ли операторы с проблемами в обслуживании и ремонте производственных линий, и если столкнутся, то в каком масштабе.

«НиК»: Как это повлияет на энергонезависимость ЕС — Евросоюз же собирается уходить от трубопроводных поставок и переходить на СПГ?

— Ограничение предложения будет поддерживать высокие цены не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и, возможно, долгосрочной перспективе. Значит, это будет продолжать бить по ЕС, как крупному импортеру энергоресурсов.

«НиК»: Повлияют ли данные санкции на европейские компании, поставляющие оборудование и технологии в РФ?

— Конечно, пострадает их репутация. Вероятно, последуют и судебные разбирательства, если обязательства по поставкам будут злостно нарушены. «Карман» тоже пострадает, так как они лишатся части заказов. Хотя, возможно, компании смогут компенсировать эти потери за счет ускорения новых проектов в других странах, которые Запад попробует двигать на замену российскому газу.

Источник: OilCapital.ru, 11.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики