Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Алексей Гривач: России предстоит переосмыслить всю стратегию развития отрасли СПГ

Алексей Гривач: России предстоит переосмыслить всю стратегию развития отрасли СПГ

Импортозамещение в условиях санкций и геополитического столкновения с Западом не равнозначно постепенной локализации

Евросоюз опубликовал пятый пакет санкций, который содержит запрет на поставку в Россию оборудования для переработки нефти и сжижения природного газа. В документе ЕС сообщается, что в «черный список» оборудования для производства СПГ занесены технологические установки для охлаждения газа в СПГ-процессе, технологические установки для разделения и фракционирования углеводородов в процессе СПГ, технологические установки для сжижения природного газа, холодильные камеры в СПГ-процессе, криогенные теплообменники и криогенные насосы в процессе СПГ.

Напомним, что в настоящее время на стадии строительства в России находятся два проекта — это «Арктик СПГ 2» компании НОВАТЭК и Балтийский СПГ «Газпрома».

По ряду экспертных оценок данные санкции ставят под угрозу реализацию ряда проектов: дело в том, что первая линия «Арктик СПГ 2» хотя и завершена на 98%, но часть оборудования еще не поставлена в Россию. Кроме того, готовность второй линии составляет всего 40%. Новые ограничения могут повлиять и на цели Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, согласно которой доля России на мировом рынке СПГ должна достигнуть 20%.

О том, как новые санкционные ограничения скажутся на российской СПГ-отрасли, «НиК» рассказал заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«НиК»: Насколько российская отрасль СПГ зависит от импортных технологий в сегментах крупнотоннажного, среднетоннажного и малотоннажного СПГ?

— Российские крупнотоннажные СПГ-проекты на сегодняшний день имеют критическую зависимость от оборудования и технологий из ЕС и США. В то же время пока неизвестно, как именно будут работать введенные санкции: выполнят ли западные контрагенты свои обязательства по действующим контрактам, в каком виде и в каком объеме. Это предстоит оценить участникам этих проектов. Для нас эти угрозы были очевидны, но, к сожалению, тот же НОВАТЭК в угоду скорости монетизации запасов сделал ставку на простую закупку оборудования, отказавшись от широкой кооперации с другими интересантами по созданию локализованной технологической базы для СПГ-проектов.

«НиК»: Как быстро может быть устранена эта зависимость от импортных технологий?

— Сложно сказать, поскольку импортозамещение в условиях санкций и геополитического столкновения с Западом (да еще в период острой фазы конфликта) — это не равнозначно постепенной локализации. Здесь нужно переосмыслять всю стратегию в сфере СПГ не только на корпоративном, но и на государственном уровне. Риски критической зависимости в этой сфере, о которой мы много раз говорили, к сожалению, материализовались. И здесь придется двигаться, разумеется, не с чистого листа, но в совершенно ином формате.

«НиК»: Можно ли ожидать падения объемов сжижения газа в России?

— Данные санкции пока не затрагивают действующий проект «Ямал СПГ», поэтому сокращение добычи в результате этих санкций произойти не должно. Но под вопросом находится разработка новых запасов под новые проекты. Кроме того, крайне проблематичной станет замена оборудования в уже готовом проекте, так как это потребует нового проектирования, если это вообще возможно, учитывая монополию Запада на технологии крупнотоннажного СПГ.

«НиК»: Будет ли сокращаться присутствие России на мировом рынке СПГ?

— Пока не очень понятно, как скажутся санкции на действующих проектах в среднесрочной перспективе. Столкнутся ли операторы с проблемами в обслуживании и ремонте производственных линий, и если столкнутся, то в каком масштабе.

«НиК»: Как это повлияет на энергонезависимость ЕС — Евросоюз же собирается уходить от трубопроводных поставок и переходить на СПГ?

— Ограничение предложения будет поддерживать высокие цены не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и, возможно, долгосрочной перспективе. Значит, это будет продолжать бить по ЕС, как крупному импортеру энергоресурсов.

«НиК»: Повлияют ли данные санкции на европейские компании, поставляющие оборудование и технологии в РФ?

— Конечно, пострадает их репутация. Вероятно, последуют и судебные разбирательства, если обязательства по поставкам будут злостно нарушены. «Карман» тоже пострадает, так как они лишатся части заказов. Хотя, возможно, компании смогут компенсировать эти потери за счет ускорения новых проектов в других странах, которые Запад попробует двигать на замену российскому газу.

Источник: OilCapital.ru, 11.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики