Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужны свои турбины: эксперт в области энергетики рассказал о последствиях новых санкций ЕС

Нужны свои турбины: эксперт в области энергетики рассказал о последствиях новых санкций ЕС

Евросоюз ввел ограничения на поставку в Россию запчастей для паровых турбин и котлов, а также оборудования для производства СПГ. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович рассказал журналу «Слово и Дело», как этот шаг повлияет на развитие энергетики России.

Пятый пакет санкций ЕС содержит чувствительные для России ограничения. Речь идет о поставках запасных частей для ремонта уже действующих турбин, а также оборудования, необходимого для сжижения природного газа. В постсоветский период эти направления не получили должного развития, и только в последние годы начались работы по снижению зависимости от импортных деталей.

«Не секрет, что у нас турбины, изготовленные с участием Siemens, ставились на новые крымские электростанции, потому что своих не было. Но это было несколько лет назад, сейчас, понятно, ситуация стала хуже в плане возможности получения импорта. Siemens обещал локализовать производство в России, но для них сейчас это не актуальный вопрос. А нам нужно создавать свои турбины, в том числе и на базе совместных наработок», — напомнил Станислав Митрахович.

Эксперт не исключил возможности закупить необходимое оборудование в Китае, но подчеркнул, что вопрос должен решаться в логике импортозамещения. План полностью локализовать производство на территории РФ в ближайшие годы существовал, и его стоит придерживаться. Хотя теперь процесс, по всей видимости, затянется. При этом Россия имеет солидный профицит по производству электроэнергии, поэтому подвисание новых проектов электростанций не представляет опасности для жизни страны.

Более чувствительной Митрахович считает ту часть нового пакета санкций, которая касается оборудования для сжижения природного газа.

«Что касается СПГ, то там действительно много импортных комплектующих, в том числе и турбины. Например, для "Арктик СПГ-2". Поэтому срок его запуска оттягивается на какой-то промежуток времени. По крайней мере второй и третьей линии — первая готова на 98%. В СПГ больше проблем не с турбинами, а с самой технологией крупнотоннажного сжижения. В России есть только "Арктический каскад" — технология по сжижению на 0,9 миллиона тонн, поставленная на четвертой линии "Ямал СПГ". Чтобы ее масштабировать для других заводов, потребуется время», — отметил эксперт.

Таким образом, санкции, введенные Евросоюзом, хоть и не являются пустым набором букв, вызвать критические последствия для российской энергетической сферы они не могут. Для преодоления этих барьеров, установленных на пути развития России, потребуется время. Но в дальнейшем это лишь укрепит экономику страны и обезопасит ее от нового давления извне.

Автор: Григорий Ажданин

Источник: Слово и дело, 12.04.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики