Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как санкции повлияют на планы РФ по развитию производства сжиженного газа

Как санкции повлияют на планы РФ по развитию производства сжиженного газа

Пятый пакет санкций Евросоюза включает запрет на поставку в Россию оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ). Эти ограничения ставят под удар ближайшие по времени запуска крупнотоннажные СПГ проекты - "Балтийский СПГ" "Газпрома" в Ленинградской области и "Арктик СПГ-2" "НОВАТЭКа" на Гыданском полуострове. Именно они должны обеспечить выполнение планов по росту производства СПГ в России к 2025 году до 46-65 млн тонн в год.

Сейчас в России вырабатывается чуть менее 31 млн тонн СПГ. Основная часть приходится на "Ямал СПГ" (17,4 млн тонн) и "Сахалин-2" (9,6 млн тонн). На обоих предприятиях стоит иностранное оборудование, за исключением четвертой, самой слабой по мощности (0,9 млн тонн СПГ в год) линии "Ямал СПГ", где используется технология "Арктический каскад". Для сравнения, три других линии производят 5,5 млн тонн СПГ в год каждая.

Два новых завода должны были добавить к общероссийским показателям еще 33,1 млн тонн СПГ ("Балтийский СПГ" - 13,3 млн; "Арктик СПГ-2" - 19,8 млн). Но на обоих предприятиях планировалось использовать иностранное оборудование для сжижения газа. Заработать заводы должны были в 2023-2024 году (первые линии), а выйти на полную мощность к 2025-2026 году.

Среди строящихся сейчас крупных заводов определенность есть в отношении первой очереди проекта "Арктик СПГ-2" мощностью 6,6 млн тонн, строительство которой завершено на 98%, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его мнению, возможно, что будет отложен ввод второй очереди, готовой на 40%, и третьей, строительство которой еще не началось.

В отношении "Балтийского СПГ", строительство которого только началось весной прошлого года, подробности неизвестны, а на запрос "Российской газеты" в "Газпроме" не ответили.

В России пока производится оборудование только для средне- и малотоннажных заводов СПГ, хотя о необходимости создания отечественных решений для крупнотоннажных производств речь шла еще в 2014 году. Импортозамещение в отрасли происходило, но не самыми быстрыми темпами. К примеру, ранее в "НОВАТЭК" сообщали, что в проекте "Арктик СПГ-2" уровень локализации оборудования составляет 50%.

Основную часть оборудования для заводов СПГ придется разработать и произвести в РФ

Основная проблема для дальнейшей реализации крупнотоннажных российских проектов по сжижению газа в том, что рассчитывать придется только на свои силы. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, какое-то оборудование, конечно, можно будет купить в Китае, но большая часть технологий контролируется так называемыми недружественными странами.

Но в этом есть и положительный момент, получение СПГ - это не сверхновая и сложная задача для академической науки. Технологии известны, а многие отечественные производители оборудования для сжижения газа ранее жаловались на отсутствие спроса. Теперь спрос должен появиться, как и средства на то, чтобы довести технологии до ума и запустить оборудование в серийное производство. Поэтому основной эффект санкции окажут только на сроки запуска ближайших проектов. И даже в случае корректировки этих планов, с учетом запуска первой линии "Арктик СПГ-2", к 2024 году производство СПГ в России должно превысить 37 млн тонн. А есть еще и небольшие проекты.

Сегмент мало- и среднетоннажного СПГ в меньшей степени зависит от импортного оборудования, уточняет Родионов. Примером здесь может служить не только четвертая очередь проекта "Ямал СПГ", но и комплекс СПГ в Магнитогорске мощностью 40 тыс. тонн в год, введенный в строй в 2020 году. СПГ с завода, построенного на криогенном оборудовании НПО "Гелиймаш", используется в основном в качестве газомоторного топлива на внутреннем рынке, отмечает эксперт.

Что касается самих санкций ЕС против российских СПГ-проектов, то это первые прямые ограничения, затрагивающие нашу газовую отрасль, от которой наиболее зависим европейский энергорынок. Отказаться от трубопроводного газа страны ЕС не могут, а вот по производству СПГ, больше ориентированному на азиатский рынок, удар нанести посчитали возможным.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 14.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики