Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как санкции повлияют на планы РФ по развитию производства сжиженного газа

Как санкции повлияют на планы РФ по развитию производства сжиженного газа

Пятый пакет санкций Евросоюза включает запрет на поставку в Россию оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ). Эти ограничения ставят под удар ближайшие по времени запуска крупнотоннажные СПГ проекты - "Балтийский СПГ" "Газпрома" в Ленинградской области и "Арктик СПГ-2" "НОВАТЭКа" на Гыданском полуострове. Именно они должны обеспечить выполнение планов по росту производства СПГ в России к 2025 году до 46-65 млн тонн в год.

Сейчас в России вырабатывается чуть менее 31 млн тонн СПГ. Основная часть приходится на "Ямал СПГ" (17,4 млн тонн) и "Сахалин-2" (9,6 млн тонн). На обоих предприятиях стоит иностранное оборудование, за исключением четвертой, самой слабой по мощности (0,9 млн тонн СПГ в год) линии "Ямал СПГ", где используется технология "Арктический каскад". Для сравнения, три других линии производят 5,5 млн тонн СПГ в год каждая.

Два новых завода должны были добавить к общероссийским показателям еще 33,1 млн тонн СПГ ("Балтийский СПГ" - 13,3 млн; "Арктик СПГ-2" - 19,8 млн). Но на обоих предприятиях планировалось использовать иностранное оборудование для сжижения газа. Заработать заводы должны были в 2023-2024 году (первые линии), а выйти на полную мощность к 2025-2026 году.

Среди строящихся сейчас крупных заводов определенность есть в отношении первой очереди проекта "Арктик СПГ-2" мощностью 6,6 млн тонн, строительство которой завершено на 98%, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его мнению, возможно, что будет отложен ввод второй очереди, готовой на 40%, и третьей, строительство которой еще не началось.

В отношении "Балтийского СПГ", строительство которого только началось весной прошлого года, подробности неизвестны, а на запрос "Российской газеты" в "Газпроме" не ответили.

В России пока производится оборудование только для средне- и малотоннажных заводов СПГ, хотя о необходимости создания отечественных решений для крупнотоннажных производств речь шла еще в 2014 году. Импортозамещение в отрасли происходило, но не самыми быстрыми темпами. К примеру, ранее в "НОВАТЭК" сообщали, что в проекте "Арктик СПГ-2" уровень локализации оборудования составляет 50%.

Основную часть оборудования для заводов СПГ придется разработать и произвести в РФ

Основная проблема для дальнейшей реализации крупнотоннажных российских проектов по сжижению газа в том, что рассчитывать придется только на свои силы. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, какое-то оборудование, конечно, можно будет купить в Китае, но большая часть технологий контролируется так называемыми недружественными странами.

Но в этом есть и положительный момент, получение СПГ - это не сверхновая и сложная задача для академической науки. Технологии известны, а многие отечественные производители оборудования для сжижения газа ранее жаловались на отсутствие спроса. Теперь спрос должен появиться, как и средства на то, чтобы довести технологии до ума и запустить оборудование в серийное производство. Поэтому основной эффект санкции окажут только на сроки запуска ближайших проектов. И даже в случае корректировки этих планов, с учетом запуска первой линии "Арктик СПГ-2", к 2024 году производство СПГ в России должно превысить 37 млн тонн. А есть еще и небольшие проекты.

Сегмент мало- и среднетоннажного СПГ в меньшей степени зависит от импортного оборудования, уточняет Родионов. Примером здесь может служить не только четвертая очередь проекта "Ямал СПГ", но и комплекс СПГ в Магнитогорске мощностью 40 тыс. тонн в год, введенный в строй в 2020 году. СПГ с завода, построенного на криогенном оборудовании НПО "Гелиймаш", используется в основном в качестве газомоторного топлива на внутреннем рынке, отмечает эксперт.

Что касается самих санкций ЕС против российских СПГ-проектов, то это первые прямые ограничения, затрагивающие нашу газовую отрасль, от которой наиболее зависим европейский энергорынок. Отказаться от трубопроводного газа страны ЕС не могут, а вот по производству СПГ, больше ориентированному на азиатский рынок, удар нанести посчитали возможным.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 14.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики