Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты назвали подводные камни разворота нефтегазовых потоков на Восток

Эксперты назвали подводные камни разворота нефтегазовых потоков на Восток

Строительство новой экспортной инфраструктуры потребует длительного времени и больших вложений

На совещании с членами правительства 14 апреля президент Путин поставил перед нефтегазовой отраслью четкую задачу переориентировать экспорт энергоресурсов с западного направления, где нашими партнерами оказались в основном «недружественные» страны, на быстрорастущие рынки юга и востока. Президент дал указание оперативно определить ключевые объекты инфраструктуры для такого поворота и приступить к их строительству. Насколько готова наша страна к такому повороту, какие средства для его осуществления потребуются и насколько он окажется выгоден для отечественной экономики – эти вопросы «МК» обсудил с экспертами.

На фоне бурно обсуждаемого западными странами введения полного эмбарго на поставки газа и нефти из России, Москва все активнее ищет варианты сырьевого экспорта в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Особые надежды возлагаются на таких мощных потребителей, как Китай и Индия. В принципе, надежды эти небезосновательны. Скажем, последние пять лет крупнейшим импортером «черного золота» из нашей страны является Китай: поставки в Поднебесную в прошлом году превысили 70 млн тонн, или около трети общего объема экспорта.

Судя по всему, у правительства имеются реальные планы по расширению сырьевой экспансии за пределы ставшего разом «недружественным» европейского рынка. В частности, выступая недавно в Госдуме, вице-премьер Александр Новак напомнил депутатам о действующих плановых поставках в страны Ближнего Востока и Латинской Америки, об «активном развитии инфраструктуры на Восток, как газовой, так и нефтепроводной». Завершено строительство «Силы Сибири»: в прошлом году трубопровод вышел на уровень 10 млрд кубометров газа, поставляемого в Китай, а цель на ближайшие несколько лет довести эти цифры до 38 млрд. Ведутся переговоры о строительстве «Силы Сибири-2» мощностью 50 млрд кубометров. Однако вице-премьер не стал скрывать, что переориентация выстраиваемых десятилетиями поставок на другие рынки – непростая задача. Она влечет за собой изменение логистических цепочек, систем взаиморасчетов. Это не делается за один день: «Если в одном месте убыло, в другом должно прибыть: лишних энергоресурсов в мире нет».

«На реализацию идеи полного избавления Европы от российской нефти уйдет, по крайней мере, несколько лет, в течение которых продолжат осуществляться поставки по долгосрочным контрактам, - считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган, - Конечно, существуют и другие рынки сбыта энергоресурсов - в частности, Китай и Индия. Однако эти государства наверняка будут настаивать на существенном дисконте за российские энергоресурсы».

Действительно, разворот экспортных сырьевых потоков на восток – главным образом, в Китай и Индию – во-первых, нельзя осуществить единомоментно: это достаточно длительный процесс, требующий прокладки новых трубопроводов, которые строятся не один год. А во-вторых, наши азиатские партнеры прекрасно осознают те геополитические трудности, с которыми столкнулся российской экспорт на западном направлении, и, пользуясь этим, требуют от Москвы существенных скидок, снижающих выгоду от такой торговли.

«Масштабы российских поставок в азиатский регион в любом случае усилятся, - уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, - Однако повышение поставок по азиатским маршрутам рискует не принести России дополнительную прибыль. Импортеры из Дели и Пекина будут добиваться существенных скидок, которые могут стать причиной заметного снижения инвестиций в отечественный добывающий сектор».

От переноса нынешней «санкционной войны» на газовый рынок преимущество получат в первую очередь китайские потребители, полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он напомнил, что еще в 2014 году «Газпром» заключил с China National Petroleum контракт на поставки по трубопроводу «Сила Сибири» не менее 38 млрд кубометров «голубого топлива» в год, а уже в этом году Пекин оформил два дополнительных соглашения, расширяющих годовые объемы экспорта до 48 млрд кубометров. Товарооборот России с Поднебесной с начала 2022 года вырос практически вдвое, превысив отметку в $26 млрд.

«Разворот на Восток означает, что в условиях санкций и с перспективой сокращения закупки Европой российских энергоносителей наши нефть, газ и уголь должны в большем объеме поставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Китай и Индию, прежде всего, так как это самые большие и перспективные рынки региона», - разделяет мнение коллег Артем Деев, руководитель аналитического департамента Amarkets. Он напоминает, что Европа была исторически главным для России рынком энергоресурсов – в страны ЕС построено немало газопроводов и нефтепроводов, а поставки угля осуществлялись железнодорожным транспортом. Сейчас для поворота на восток Москве требуется проложить новые газо- и нефтепроводы, также на повестке дня строительство своего флота для перевозки нефти и СПГ и расширение пропускной способности «Транссиба».

«В Европу мы поставляем сегодня в три раза больше нефти и газа, чем в Китай и другие страны региона. Переориентация на восток может занять длительное время, так как строительство инфраструктуры потребует больших инвестиций в течение многих лет», - делает вывод Деев.

Что касается сырьевых цен от сложившегося дисбаланса на мировом энергетическом рынке, то они однозначно останутся высокими, считает аналитик. И выиграет от такой ситуации Россия, так как высокие цены означают повышенную прибыль компаний и бюджета. А проигравшими станут страны Евросоюза, где высокие цены на энергоносители становятся главным фактором роста инфляции, достигшей рекордных значений за 40 лет.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 16.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики