Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Всё Дели в нефти: Западные СМИ раструбили — Индия «забраковала» Urals

Всё Дели в нефти: Западные СМИ раструбили — Индия «забраковала» Urals

Не смотря на давление США, индусы следуют поговорке «Васька слушает, да ест»

Крупнейшая индийская нефтеперерабатывающая компания Indian Oil Corporation отказалась от покупки российской нефти марки Urals, сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники.

Впрочем, Индия передумала покупать и ряд других высокосернистых сортов, в том числе Das (ОАЭ), Eugene Island и Thunder Horse (обе из США). Эти марки, включая российскую, не вошли в список по последнему тендеру, который завершился 12 апреля.

Компания IOC импортирует нефть для собственных нужд, а также для своей дочерней компании Chennai Petroleum. По данным информагентства, сейчас она планирует закупки малосернистых сортов нефти вместо высокосернистых. Ранее индийские компании закупили 16 млн баррелей Urals для своих НПЗ, в том числе 6 млн баррелей с отгрузкой в мае купила IOC.

Не секрет, что давление на Индию оказывают США, выступающие против ее сотрудничества с Москвой. После недавней онлайн-встречи президента США Джо Байдена и премьер-министра Индии Нарендры Моди представитель американской администрации заявил, что Вашингтон рассчитывает, что Нью-Дели не станет наращивать импорт энергоносителей из России. 

«Мы не считаем, что Индия должна увеличить импорт из РФ», — заявил американский чиновник. Он также пообещал Индии поддержку США в вопросе диверсификации энергоресурсов.

Примечательно, что с 8 апреля, по информации Интерфакса, ЦДУ ТЭК не предоставляет статистику по добыче и экспорту нефти. При этом Россия готова «продавать дружественным странам нефть и нефтепродукты в любом диапазоне цен», заявил в интервью «Известиям» министр энергетики России Николай Шульгинов.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, на Индию действительно оказывается сильное давление.

— Однако новость про Urals трактуется немного неправильно. В самой статье Reuters, которая и была первоисточником новости, речь идет о том, что конкретная индийская нефтяная компания проводила тендер на закупку нефти. До этого она же купила партию иранской тяжелой высокосернистой нефти. Чтобы переработать эту нефть на конкретном НПЗ, ей надо теперь купить легкую малосернистую нефть и разбавить иранскую.

Полученную в итоге смесь завод и сможет переработать. То есть компании нужна не среднесернистая и не высокосернистая нефть, потому что она не получит нужную исходную характеристику — поэтому эти предложения сразу отметали.

Помимо российского Urals, который относится к средне- и даже ближе к высокосернистой нефти, предлагалось еще три сорта, которые также были отклонены. В компании сказали, что в данном тендере берут только малосернистую. Так что пока речь идет о конкретном тендере, на котором им нужен был конкретный сорт нефти. Российская нефть просто не подходит по характеристикам.

С таким же успехом можно было написать, что Индия отказывается от покупки нефти из США, потому что один из сортов, который индийская компания не стала брать — американский. Пока говорить о том, что Индия под нажимом США отказывается от российской нефти неправильно.

«СП»: — Каковы все-таки перспективы экспорта российской нефти в Индию?

— Индия — огромный рынок. Мы можем туда приставлять довольно огромные объемы, которые шли и в Соединенные Штаты, и часть тех, которые идут в Европу. Однако получается, что нам надо меняться рынками сбыта с ближневосточными производителями.В основном нефть в Индию сейчас поставляет не Россия, а страны Ближнего Востока. Это и Саудовская Аравия, и Ирак, и Кувейт, и Иран. Получается, что нам надо их выбивать с этого рынка, а для того надо давать дополнительные скидки. Процесс этот не быстрый. У нас есть определённой набор сортов, которые мы можем предложить. Если Индии они не подходят, она будет закупать что-то другое.

«СП»: — Много разговоров и дисконте на нашу нефть. Насколько он критичен и так ли необходим?

— Это необходимо, потому что западные компании видят для себя определенные риски в покупке российской нефти. С одной стороны, это риски имиджевые — они боятся, что их «заклюют», потому что они покупают именно российскую нефть. Так было с Shell, которые купили партию российской нефти, их начали критиковать, и они потом выпускали пресс-релиз с извинениями за то, что купили российскую нефть.

С другой стороны, у них есть санкционные риски. Санкций было введено очень много и очень быстро, поэтому до сих пор никто до конца не понимает, что можно в отношениях с Россией: какие сделки можно проводить, а какие нет. На размер риска попасть под санкции компании и получают скидки. Это вынужденная мера.

Сейчас гарантии тому, что санкционной режим не будет ужесточаться, нет, наоборот, конфликт сохраняется, санкции продолжают принимать. Но в любом случай когда-то мы достигнем санкционного плато, если европейцам вообще можно будет покупать российскую нефть, если не будет официального запрета, то будет позитивная динамика — скидка будет сокращаться.

«СП»: — Почему?

— Чем больше времени будет проходить, тем меньше будет эмоций. Соответственно, имиджевые риски будут уходить или, по крайней мере, снижаться. С другой стороны, и европейские, а американские санкционные регуляторы будут все больше прояснять, что можно, а что нельзя.

«СП»: — Некоторые СМИ сомневаются в достоверности данных о добыче, экспорте-импорте нефти, считают, что продается больше, чем официально озвучивается. В России также недавно принято решение не публиковать статистику. С чем это связано?

— Чтобы лишний раз не нервировать рынок. Кроме того, информационно мы закрываемся от Запада, а они от нас. Например, сайт американского Сената полностью закрыл доступ с российских IP-адресов, также нас отрубают и от информации о мировом рынке. Российские компании, банки, наш университет были подписаны на информацию Bloomberg-терминала и других, откуда мир черпает информацию, например, о том, сколько в данный момент стоит нефть. Сейчас они все прекратили поставку информации в Россию. Так почему мы должны им свою информацию давать?

Кроме того, явно часть российской нефти уходит в тень, будет использоваться иранский опыт, когда танкер где-то загружается без транспондера, без датчика нахождения, потому выходит, перегружается в другой танкер, нефть уходит. Это позволяет убрать, как минимум, имиджевые риски для компаний. Если они не хотят, чтобы кто-то знал, что они покупают российскую нефть, так давайте не будет создавать дополнительные проблемы, никому не скажем, что это россисйкая нефть, уберем эти данные. Бизнес любит тишину, эту тишину мы и создаем.

«СП»: — Что, по вашему прогнозу, будет с ценами на нефть в ближайшее время?

— Мне кажется, что цены уже довольно высокие. Если увидим позитивные новости из Китая, что он снимает карантинные меры, что все лучше и они начинают больше передвигаться, потреблять, то это толкнет цены вверх. При этом в мае США начнут поднимать ставку рефинансирования, попытаются погасить инфляцию, а это толкнет цены вниз. Такие противоположные тенденции есть, в какой точке они сойдутся, сказать сложно. Думаю, уровень останется высоким: в коридоре 95−110 долларов за баррель.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 15.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики