Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Развернуть трубы". Россия глобально меняет энергостратегию

"Развернуть трубы". Россия глобально меняет энергостратегию

Президент России в ходе совещания, посвященного ситуации в нефтегазовой отрасли, поручил ускорить реализацию инфраструктурных проектов, чтобы перенаправить экспорт ресурсов на новые рынки и предусмотреть создание новых трубопроводов из Сибири. Эксперты, опрошенные "Прайм" объяснили, как это можно реализовать.

ПОСТАВКИ ГАЗА

"Проще всего с газопроводами, — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Все географические планы уже были заявлены, и вопрос только в том, чтобы определиться с мощностью". Есть два основных ресурсных узла, с которых ведутся поставки в ЕС. Первый — старый советский узел, Уренгойский, который до сих пор работоспособен. Второй — это полуостров Ямал, Бованенково и перспективные месторождения, которые мы должны запустить. Ранее уже был заявлен проект, в рамках которого должен быть построен газопровод с полуострова Ямал. "История вполне понятная, она озвучивалась под диверсификацию поставок, — рассказывает Симонов. — Задолго до "лобового" конфликта с Западом было ясно, что нужно иметь возможность перенаправлять потоки".

По первому трубопроводу, который должен пройти через территорию Монголии, уже готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), поясняет специалист. "Дальше надо смотреть по мощности, — рассуждает специалист. — Может быть, придется ее скорректировать, поскольку теперь понятно, что надо практически всю ресурсную базу направлять в сторону Китая, который, как выражается Симонов, может стать крупным "монопотребителем" российского газа. Но есть риск возникновения проблем в обозримом будущем с наращиванием поставок сжиженного природного газа (СПГ), указывает он. "Хотя и здесь есть варианты, включая строительство малотоннажных заводов", — уточняет эксперт.

Но трубопровод точно нужно строить, одно другому в нынешней ситуации не помешает. "У нас правительство по-прежнему накапливает средства в ФНБ, что вызывает изумление", — говорит он. Сейчас, вне всяких сомнений, нужно инвестировать в инфраструктуру, уверен Симонов.

С ним соглашается инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. При этом он отмечает, что строительство второго газопровода в Китай, "Сила Сибири — 2", пока не ведётся, так что и говорить о его ускорении некорректно. "Для начала строительства необходимо подписать новый контракт с Китаем, а переговоры все еще продолжаются, и пока не понятно, когда они могут быть завершены, — констатирует эксперт. — Само строительство даже в ускоренном режиме займет несколько лет".

"По срокам реализации я бы сравнил "Силу Сибири — 2" с "Уренгоем", — рассуждает глава ФНЭБ Симонов. — Моя оценка — это три-пять лет".

ПОСТАВКИ НЕФТИ

По нефтепроводам подобных планов не было, то есть основная идея — развивать порты, отмечает специалист. Есть, конечно, вариант построить еще одну трубу по маршруту "ВСТО-2" до Козьмино и расширить пропускную способность этого порта, поскольку это именно путь в Азию вообще, а не только в Китай.

"Нефть из Козьмино активно поставляется в КНР, — отмечает Симонов. — И можно из района Благовещенска достроить "трубу" до Козьмино". Но есть и другой путь — вернуться к теме Северного морского пути (СМП). "Ясно, что в нем сейчас есть смысл и есть потребность в развитии собственного танкерного флота, — указывает эксперт. — Долго думали, что возить по нему. Можно возить любую нефть. Объемы из Приморска тоже можно было бы отправлять не через Балтику в Роттердам, а в другую сторону". То есть в случае с нефтью больший акцент следует делать на морском транспорте, резюмирует он.

В сложившейся ситуации нужно делать ставку на диверсификацию каналов поставок, уверен Суверов. "Стоит отметить, что Россия начала этот процесс еще в 2009 году, — напоминает он. — Была построена и успешно введена в эксплуатацию первая очередь трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан", от Тайшета до Сковородино. Его вторая очередь, Сковородино — Козьмино, была сдана в 2012 году".

Трубопровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с растущим рынком Китая и других стран Азии. В 2019 году нефтепровод был выведен на максимальную проектную мощность: "ВСТО-1" — 80 млн тонн в год, "ВСТО-2" — 50 млн тонн.

По итогам 2021 года более 50% объемов поставок сырья "Роснефти" за рубеж пришлось на страны Азии, отмечает Суверов. А в феврале текущего года "Роснефть" и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) подписали соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет, напоминает он. Сырье будет перерабатываться на северо-западе Китая для удовлетворения потребности страны в нефтепродуктах.

"В связи с этим наиболее логичным шагом в сложившейся ситуации мне представляется дальнейшее расширение мощностей транспортной инфраструктуры для организации увеличенного объема поставок нефти в страны АТР, включая трубопроводную, железнодорожную, портовую, терминальную", — резюмирует эксперт.

ДОРОЖНАЯ КАРТА

При этом глава ФНЭБ Симонов позитивно оценивает решение российского лидера принять новую энергетическую стратегию. О предыдущем документе он высказывается скептически.

"Я был одним из тех, кто говорил, что это абсолютно бессмысленный документ и неоднократно выступал на тему всех коррекций, — сокрушается специалист. — Она очень быстро теряла актуальность, то и дело возникала необходимость ее переписывать. Это черепаха, которая всегда бежит быстрее Ахиллеса". И каждый раз у авторов документа находились какие-то оправдания относительно ее устаревания, указывает Симонов. Но оправдания всегда можно найти. А отрасли сейчас необходимо внятное целеполагание, уверен он. Должны быть надежные документы, выполняющие функцию государственного плана.

"Сейчас надо просто осознать, что мы в новой ситуации оказались, — отмечает специалист. — Нужен гораздо более четкий план. Необходим более короткий и внятный документ, что-то вроде "дорожной карты" развития отрасли, в которой поставлены внятно и четко основные задачи. Тем более что они сейчас понятны. Нужно искать новые рынки, поддерживать производителя. Нужно, в частности, внятно и честно сказать, что переживания относительно климата — это баловство, о чем и Владимир Путин на совещании говорил. А у нас некоторые чиновники по-прежнему спрашивают, что будет со стратегией низкоуглеродного развития, с платой за углерод".

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 15.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики