Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия качает газ, Европа — права

Россия качает газ, Европа — права

Брюссель планирует ввести ценовой потолок для российских энергоносителей

Евросоюз планирует установить ценовой «потолок» на российские энергоресурсы, чтобы усилить санкционное давление на Москву. Об этом в интервью изданию Corriere della Sera заявил премьер-министр Италии Марио Драги, отметив, что такая возможность будет обсуждаться на ближайшем заседании Европейского совета.

Диктовать России условия с установлением предельной цены на экспортируемый в Европу газ предложил ранее официальный Рим. И, по словам Драги, эта инициатива пользуется в ЕС все большей поддержкой.

Премьер считает, что у Евросоюза есть «рыночная власть» над Москвой, поскольку его закупки составляют более половины экспортных объемов российского газа. Он назвал это «оружием», которое можно использовать для оказания влияния на Россию, поскольку якобы она устанавливает на свои энергоресурсы «немотивированные» цены, не имеющие отношения «к историческим ценностям и затратам на добычу».

Ограничение верхней цены, по мнению Драги, позволит снизить финансирование России через закупки ее нефти и газа. А также «усилит санкции и одновременно минимизирует издержки» для ЕС от их введения. При этом он подчеркнул, что первостепенная задача Европы — как можно меньше зависеть от энергоресурсов России. Для этого нужно диверсифицировать источники энергии и найти новых поставщиков. 

74-летний Марио Драги — личность известная. В прошлом он возглавлял Европейский Центральный банк и даже завоевал репутацию спасителя европейской экономики за организацию программ экстренной помощи по время долговых кризисов. Но то, что он предлагает сейчас вообще никак не укладывается в законы рынка.

Может ли покупатель диктовать цены продавцу?

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислава Митраховича:

— Сейчас обсуждается новый пакет санкций, который может быть введен в отношении России. Последний по времени был пятый пакет, туда вошел уголь. Но, правда, ограничения на уголь вступят в силу только в августе. Сейчас обсуждается шестой пакет санкций, куда, по идее, должна войти нефть с нефтепродуктами. Ну, а в седьмой — газ.

Проблема в том, что повышение ставок в игре до такого уровня, что могут быть прекращены поставки нефти и газа, это все-таки очень стрессовый сценарий для самого Европейского союза. Поэтому и пытаются найти какие-то варианты, которые были бы менее болезненны для Европы.

«СП»: — А какие здесь могут быть варианты?

— Например, частичное эмбарго. Эмбарго, отнесенное по времени вперед. Эмбарго с исключениями. Или вообще какой-то вариант сокращения торговли, при котором Россия получает меньше денег, но как бы торговля полностью не прекращается. На самом деле, работающих схем подобного типа нет.

Вот, допустим, они предлагают платить России на специальные эскроу-счета, откуда можно будет получать деньги только определенным компаниям, которые потратить их смогут только на определенный импорт. Это что-то вроде программы «нефть в обмен на продовольствие», которая была у Ирака.

Но Россия — не Ирак. Она не проигрывала войну, чтобы ей можно было навязать такую вещь. Поэтому Россия не будет играть по схеме эскроу-счетов. Скорее, она прекратит поставки.

То есть, желая избежать торгового эмбарго и придумывая как бы альтернативу эмбарго, Европа все рано упирается в сценарий торгового эмбарго. С чего начали, к тому и пришли — в аналитическом смысле.

«СП»: — Но формула цены зафиксирована в контрактах, как известно. Разве ее можно пересматривать в одностороннем порядке?

— Когда Россия предложила поменять валюту платежа, в ЕС сказали, что контакты нельзя пересматривать. Посчитали, что это плохо.

На самом деле, контракты можно, конечно, пересматривать. Вспомним, допустим, историю про пересмотр формулы цены. И не только с Польшей. Были одни контракты, потом в них вносили изменения — например, была раньше нефтяная индексация, а потом стала спотовой. Но тут нужно либо согласие сторон, либо решение судебной инстанции, которая признается, опять же, обеими сторонами. И так признается, чтобы при этом полностью торговля не прекратилась.

Теперь же они предлагают не просто пересмотреть формулу цены, они хотят зафиксировать в контракте, что газ не должен стоить дороже такого-то уровня. Скажем, цена на бирже минус 50%, или еще что-нибудь в таком духе.

Вот о чем говорит Драги.

Но, как и с эскроу-счетами, эта история сразу же приведет, по сути дела, к форме торгового эмбарго. То есть, не рискуя вводить торговое эмбарго, они все равно придут к тому же самому эмбарго. Потому что Россия не согласится платить пошлину, которая уменьшит стоимость самого товара.

И, кстати, никакие другие страны-поставщики тоже не согласятся. Если они, условно говоря, услышат, что какой-то покупатель в одностороннем порядке решил внести изменения в контракт, по которому формула цены теперь будет давать цену в два раза меньше, это им не понравится. Это не понравится ни Алжиру, ни Саудовской Аравии, никому другому. И это будет серьезный удар по репутации Европы, как покупателя.

Поэтому я не думаю, что такие штучки сработают. Если Евросоюз хочет ввести торговое эмбарго, он в итоге просто должен его ввести. А вот эти все попытки плясать вокруг и делать вид, что это не торговое эмбарго, но, тем не менее, близко к нему, они в итоге все равно приведут к тому, что это будет именно торговое эмбарго.

«СП»: — Как вообще покупатель может диктовать цену продавцу?

— Это похоже на дополнительный налог, который планировалось ввести с 2026 года на российские товары, изготовленные с использованием энергии углеводородов. Тогда тоже говорили, что Европа сильнее России в плане того, что Россия зависит от экспорта в Европу. И что, мол, никуда она не денется, и при экспорте своих металлов или удобрений будет платить дополнительные деньги.

Предполагалось, что непосредственно платить им будут европейские покупатели, но они тут же переложат это на российских контрагентов. Поэтому — условно — российский цемент должен будет стоить дешевле.

Но углеродный налог, это дело будущего. А от нефти и газа Европа зависит здесь и сейчас. Поэтому такие предложения, давайте сделаем так, что вы будете поставлять ваш газ, но он будет стоить на 30% дешевле, это с очень большой вероятностью приведет все к тому же сценарию торгового эмбарго.

А дальше начнутся переговоры на предмет того, на каких условиях возобновить эти поставки. И в какие сроки. Здесь уже можно торговаться на предмет того, какие будут пошлины. Только избежать шока прекращения торговли здесь не получится.

«СП»: — У кого шок будет сильнее — у продавца или покупателя?

— Шок будет у обеих сторон. Россия, например, зависит от поступления валюты. С другой стороны, у нас сейчас импорт настолько упал, что эти деньги нам даже потратить сложно, честно говоря. Поэтому какое-то время Россия без этих поступлений сможет прожить.

А денег много приходит. По данным агентства Bloomberg, в текущем году, если не будет торгового эмбарго, наши внешнеэкономические контрагенты должны нам заплатить 320 млрд. долларов. Из них около 200 млрд. именно Европа.

Но если поставки прекратятся, шок у нее будет очень серьезный.

Европа, это общество комфорта. Люди привыкли жить в расслабленном состоянии, когда им хорошо. Они не готовы затягивать пояса, страдать и проч. Даже экономически, я уж не говорю про военные аспекты. Поэтому не исключено, что поживут несколько месяцев в условиях ограничений, и общественное мнение там может поменяться.

Британская газета The Daily Telegraph, к примеру, опубликовала на днях данные соцопроса — оказывается в Соединенном Королевстве количество людей, которые готовы терпеть любые экономические ограничения ради помощи Украине уже упало с 50% до 36%.

«СП»: — Как, по-вашему, после 1 мая решится вопрос с поставками газа в те недружественные страны, которые отказались платить за него в рублях?

— По всей видимости, каким-то компаниям поставки будут прекращены. Какие-то согласятся. В принципе, компании мало на эту тему высказываются. Высказываются в основном политики. Но они зачастую высказываются, в том числе, на уровне как бы рекомендаций. На уровне национального права пока что запрет объявлен только в Нидерландах.

Еврокомиссия, насколько я понимаю, вообще не может запретить эти вещи. Или же надо вводить тогда изменения в законодательство Евросоюза и наделять ее полномочиями, запрещать оплату в рублях.

Но если национальные власти принимают решение запретить определенные операции, то значит, компании будут вынуждены подчиниться. Все это мы в ближайшие недели узнаем.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 18.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики