Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Западные санкции ведут к трансформации нефтегазовой отрасли России

Западные санкции ведут к трансформации нефтегазовой отрасли России

Основные трудности из-за санкций ЕС и США для отечественных нефтегазовых компаний связаны с изменением логистики - необходимостью перенаправлять экспортные потоки на восток, в страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

При этом существующая инфраструктура в большей степени предназначена для поставок нефти и газа на Запад. К такому выводу пришли участники круглого стола о развитии российского ТЭК в современных условиях, который прошел в пресс-центре "Россия Сегодня".

В Европу мы сейчас поставляем газ только по контрактным обязательствам, а судьба дальнейших поставок будет зависеть от готовности западных стран расплачиваться по новой схеме (в рублях), предложенной Россией, считает директор "Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ" Вячеслав Кулагин.

По его мнению, в случае согласия большинства стран оплачивать газ в рублях наш экспорт на запад будет составлять до 140 млрд кубометров в год. Полный моментальный отказ едва ли возможен, не только из-за проблем с теплоснабжением и выработкой электроэнергии, а поскольку это приведет к остановке многих предприятий и даже целых отраслей в экономике западных стран, росту безработицы и стремительному падению уровня жизни.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова то, что Европа не может отказаться от российского газа сейчас, не означает, что она это не сделает в ближайшем будущем. Да, сейчас Европа не сможет жить без наших поставок, но и мы не можем перенаправить весь свой экспорт в страны АТР. В Еврокомиссии заявляют, что система оплаты российского газа в рублях, нарушает санкции, введенные ЕС против России. Но никто не может даже объяснить по каким пунктам они будут нарушены. Момент истины наступит в мае, но возможно, что процесс растянется, подчеркивает эксперт.

По нефти в России сейчас есть некоторое сокращение добычи, но заместить всю нашу нефть на мировом рынке не получится, отмечает Кулагин. Сейчас совокупный экспорт нефти и нефтепродуктов из нашей страны - 7,5 млн баррелей в сутки. Максимальный дополнительный объем, который могут дать другие страны - около 2 млн баррелей. Причем в него входят и интервенции нефти из стратегических хранилищ, которые сейчас делают США и некоторые другие страны. Помочь им могли бы страны ОПЕК, но для этого должно распасться соглашение ОПЕК+, в которое входит Россия, что будет невыгодно всем остальным участникам нефтяной сделки.

Проекты газопроводов в Китай, которые сейчас обсуждаются и начинают реализовываться, удастся запустить лишь ближе к 2030 году, считает Кулагин. Но если отказ западных стран от российского газа будет быстрым, то они оттянут на себя значительную часть поставок СПГ, а это в свою очередь сделает более сговорчивым в вопросах строительства новых газопроводов из России, например, Китай.

Еще одним инструментом снизить влияние санкций на российскую энергетику должно стать увеличение внутреннего потребления энергоресурсов. По словам руководителя Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа Вячеслава Мищенко, здесь по некоторым направлениям работа уже идет. Это газификация регионов и связанная с ней объединение в единую систему газопроводов Сахалина, Владивостока и "Силы Сибири".

А вот что касается роста потребления за счет переработки нефти и газа, то здесь есть множество вопросов по импортозамещению, которое было объявлено еще в 2014 году, отмечает Мищенко. По некоторым направления, в том числе по нефтепереработке, есть критическая зависимость от импорта технологий и программного обеспечения.

Пока Европа не может отказаться от нашего газа, но она постарается это сделать в ближайшем будущем

Как отметил Симонов, мы находимся под санкциями уже 8 лет, и столько же работает программа импортозамещения. А теперь выясняется, что у нас импортозамещение не получается, потому что нет комплектующих, которые мы получали из-за границы. И совершенно непонятно, что у нас с технологиями крупнотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ), что с технологиями многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП - используется для добычи трудноизвлекаемых запасов - РГ), подчеркивает эксперт.

Также с точки зрения Мищенко, важна тема ценообразования на внутреннем топливном рынке. Даже наша нефть поставляется на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по ценам с привязкой к международным котировкам. И если эта привязка сохраниться, то цены на внутреннем рынке будут расти. Поэтому вопрос срочной отвязки внутреннего рынка от внешних индикаторов, очень животрепещущий. Нужно создать собственную систему ценообразования, но государственного регулирования, а рыночную, считает эксперт.

По мнению Симонова, необходимо еще определиться с ролью государства в трансформации энергетической отрасли в новых условиях. Пока основная тяжесть по перенаправлению экспортных потоков и поддержанию уровня добычи ложится на компании. При этом обещанные льготы на высоковязкую и вязкую нефть не введены, пересмотр демпфера (механизм компенсации нефтеперерабатывающим заводам финансовых потерь при поставках топлива на внутренний рынок) отложен. А отрасль сейчас, как никогда, нуждается в дополнительных инвестициях. И относиться к ней как к дойной корове сейчас нельзя, подчеркивает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 18.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики