Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции — нож для разделки «газового пирога»

Санкции — нож для разделки «газового пирога»

Евросоюз уже давно обсуждает вопрос отказа от российского газа. Только раньше европейские страны намеревались сделать это в течение 8–10 лет в рамках декарбонизации, теперь – форсированно за 2–3 года по политическим мотивам. Но все признают, что отказ от российского газа здесь и сейчас связан с колоссальными издержками для самих европейцев. Брюсселю вроде и хочется ударить по Москве максимальными санкциями и лишить российский бюджет доходов, но взаимозависимость России и Европы в газовой сфере слишком сильна.

Если ты не хочешь, чтобы у тебя отключилось электричество, остановилась промышленность и стало значительно холоднее зимой, ты не можешь разом отказаться от поставок топлива, в данном случае – российского газа. Такой отказ означал бы признание грядущей деиндустриализации и существенного ухудшения уровня жизни. Прямо сейчас заменить российский газ нечем. В 2021 году Россия поставила в ЕС около 150 млрд кубометров, а свободных мощностей для приема сжиженного газа, на который делает ставку Европа, у стран Евросоюза, куда приходит российский трубопроводный газ, в прошлом году было лишь 70 млрд куб. м. Так что даже при готовности мировых производителей СПГ обеспечить ЕС необходимые объемы технически «не влезли» бы в существующие терминалы. Но страны ЕС строят новые регазификационные мощности, и со временем потребление российского газа Европой в любом случае будет снижаться. Однако главное в нынешней ситуации даже не то, что ЕС будет отказываться от топлива из России, а попытка переформатирования рынков. И если с углем и нефтью это может сработать, то с газом все куда сложнее. Причем благодаря санкциям Европейского союза в неудобное положение будут поставлены все заинтересованные игроки, включая Китай, не говоря уже о самом ЕС.

Санкции в два хода

Евросоюз практикует двухступенчатые санкции. По сути, реальные запреты на поставки того или иного энергоносителя либо фиксируют уже свершившийся факт, либо закрепляют существующую тенденцию. Сначала какое-то время обсуждается введение запрета, что дает сигнал отраслевым компаниям, и они начинают перестраивать логистические и операционные потоки, вводя тем самым своеобразные «самосанкции» (где-то отказываются от покупок на споте, где-то идут на разрыв контракта и т. д.). В случае с энергоносителями так было, например, с российским углем: сначала долго декларировали, но в апреле ввели-таки запрет, который, однако, вступит в силу лишь 10 августа текущего года. Еще на этапе декларирования рынок начал перестраиваться и продолжает делать это до сих пор. ЕС рассчитывает, что к августу процесс трансформации завершится.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем с российской нефтью, эмбарго в отношении которой пока не введено, хотя обсуждение идет вполне серьезное. Но Shell уже отказывается от спотовых партий, а Vitol заявляет о значительном сокращении торговли сырьем из РФ во II квартале и полном прекращении к концу года. Хотя, подчеркнем, официальных санкций по российской нефти еще нет. Впрочем, они, вероятнее всего, последуют. Нефтяное эмбарго может начать действовать как с осени текущего, так и с начала следующего года.

Россия в связи с этим уже сейчас начинает продавать все больше угля и нефти в Индию, Китай и страны Юго-Восточной Азии. А в Европу вместо России приходят те, кто торговал нефтью и углем на восточном направлении. То есть мы меняемся рынками сбыта.

Трубу развернуть нельзя

Однако с газом ситуация принципиально иная. Первый, декларативный, этап санкций уже начал работать, и часть потребителей старается приобретать именно СПГ, минимизируя закупки российского трубопроводного газа. Хотя в ряде случаев это объясняется тем, что из-за формулы ценообразования в долгосрочных контрактах «Газпрома» цены на российский газ конкретно в данный момент выше, чем на спотовом рынке. Но в случае с газом нельзя окончательно поменяться рынками сбыта, как это происходит с нефтью и углем. Россия сейчас не может уйти на другие рынки, так как привязана к Европе трубопроводами, по которым идут основные поставки. Трубу развернуть невозможно, и, если европейцы будут действительно отказываться от нашего газа, России придется сокращать газодобычу.

А для европейцев трагизм ситуации не только в том, что они лишатся крупнейшего поставщика в лице России, из-за чего начнется дефицит. Главное, что на один и тот же оставшийся неизменным глобальный объем потребления окажется гораздо меньше предложения. Весь оставшийся газ подорожает, и европейским странам придется конкурировать между собой за трубопроводные поставки из Норвегии, Алжира и Азербайджана, а за СПГ (который в случае запрета вообще станет дефицитным товаром) – еще и с азиатскими потребителями.

При этом газ от других поставщиков может стать недоступным, так как будет слишком дорого стоить. А тут еще и уголь российский под запретом!

При чем здесь Китай?

Китай – один из бенефициаров нынешнего обострения отношений РФ и ЕС. Китайцы рассчитывают, что теперь Россия никуда не денется, и ей придется продавать в КНР по дешевке и газ, и нефть, и уголь. Однако Китаю нужно понять, что европейцы все равно будут так или иначе отказываться от российского газа. Но чем они его заменят? Скорее всего, они будут пытаться перекупать СПГ с мирового рынка, в том числе тот, на который рассчитывает КНР. Европа готова раскошелиться на «политически правильный газ», и СПГ будет только дорожать, дорожать и дорожать. Так что Пекину придется в рамках новых проектов (в первую очередь, «Сила Сибири – 2») договариваться с Москвой о поставках газа по цене, приемлемой именно для России.

Здесь стоит напомнить, что стоимость газа по действующему российско-китайскому контракту (поставки по трубе «Сила Сибири») привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов. Поэтому наш трубопроводный газ и сейчас дешевле для Китая, чем СПГ, и будет дешевле в дальнейшем, несмотря на рост нефтяных цен.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: ИнфоТЭК, 21.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики