Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный морской путь "заморозят" санкциями?

Северный морской путь "заморозят" санкциями?

Введенные в отношении России санкции привели к изменению логистики: транспортная связь между РФ и остальным миром претерпела кардинальные изменения на фоне военной операции на Украине. Ограничения практически полностью заблокировали авиасообщение, ударили по автомобильному транспорту и морским перевозкам.

В новых экономических реалиях стратегическое значение может иметь проект Северный морской путь (СМП). Это главная морская коммуникация в российской Арктике, которая проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5 600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.

Проект освоения СМП действительно масштабный — в 2021 году объем перевозок по Севморпути достиг нового рекорда и превысил 33,5 млн т.

Северный морской путь, СМП, Севморпуть(2022)|Фото: Совет Федерации

 

Фото: Совет Федерации

 

Наибольшая доля перевезенного груза — сжиженный природный газ и газоконденсат (свыше 19,5 млн тонн), на втором месте — нефть и нефтепродукты (7,7 млн тонн), на третьем — другие грузы, в том числе технологическое оборудование и стройматериалы для арктических проектов, железорудный концентрат, древесина, уголь. При этом удалось увеличить уровень транзитного грузопотока — с 1,4 млн т в 2020 году он вырос до 2,3 млн т.

Согласно ранее озвученным планам федеральных властей, в 2024 году предполагается начать использовать СМП круглогодично и выйти на грузопоток в 80 млн, а к 2030 году — в 110 мнл т. Однако санкции ставят перед проектом новые вызовы.

Как сообщил Накануне.RU аналитик Финансового университета Игорь Юшков, в новых экономических реалиях встает вопрос, что будут перевозить по СМП. Основным загрузчиком СМП предполагалось сделать "НОВАТЭК" с его проектами СПГ. Именно под него, по сути, строились планы вывоза огромных объемов сжиженного газа и газового конденсата, строился атомный флот ледоколов, развивалась инфраструктура.

"Они успевают реализовать первую очередь ["Арктик-СПГ-2"]. Далее возникает проблема: предполагалось, что будет еще две очереди, но ЕС ввел санкции против России, запрещающие поставку оборудования и технологий для сжижения газа. Вторая и третья очереди ставятся на паузу и пока они реализованы не будут, потому что собственных технологий и оборудования для крупнотоннажных СПГ у нас нет. "Арктик-СПГ-2" должен был быть реализован на базе немецкой компании Linde. Все это встает на паузу", — отметил эксперт.

Арктические и дальневосточные регионы предлагают расширить акваторию Северного морского пути от Мурманска до Владивостока, но, по мнению аналитика, пока это лишь заявления, до реализации которых далеко, поскольку необходимо посчитать целесообразность подобных перевозок.

Северный морской путь, СМП, Севморпуть(2022)|Фото: Совет Федерации

Фото: Совет Федерации

А вице-спикер Совфеда Галина Карелова отмечает, что развитие СМП в условиях современных геополитических вызовов приобрело новый смысл. По ее мнению, оперативное устранение сдерживающих факторов для перехода к круглогодичной навигации по высокоширотному маршруту является стратегической задачей в целях перераспределения транспортных потоков страны.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на темпы обновления портовой инфраструктуры, привести в порядок оборудование в сфере судостроения. Как отметил председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, в российском судостроении изношено до 80% оборудования, отрасль находится в непростой ситуации.

"Главная проблема, с которой сталкиваются наши судостроители, связана с высоким уровнем износа производственных мощностей. В отрасли до сих пор эксплуатируется порядка 60% морально устаревшего и до 80% физически изношенного оборудования", — отметил сенатор.

Политик обратил внимание, что пока РФ отстает по качеству выпускаемых судов. Кроме того, доставлять грузы отечественными судами более затратно — под российским флагом перевозится всего 2% всех природных ресурсов, которые добываются в стране. По словам парламентария, для устранения этих проблем нужно объединить усилия всех профильных министерств и ведомств. Также необходимо создавать сервисные центры и выделять субсидии судостроительным организациям.

Аналитик Игорь Юшков отметил, что в России действительно есть проблемы с судостроением: нужные нашей стране суда у нас в принципе не производят.

"Те же самые газовозы, которые нужны для "Арктик-СПГ-2", успеем мы их забрать или нет? Сейчас они строятся на судоверфи "Звезда" на Дальнем Востоке. Но на практике это выглядит так: из Южной Кореи доставляют почти готовый танкер, газовоз без носа, отдельно привозят нос, его приваривают к газовозу, и получается, что он создан на "Звезде", но, если Южная Корея откажется нам поставлять судокомплекты, то на "Звезде" ни одного танкера-газовоза в ближайшие годы не будет. Нужно будет переходить на полную локализацию, а мы сами никогда такого оборудования не строили. По поводу атомных ледоколов, тут, наоборот. Все более менее нормально, но "Атомфлот" и "Балтийский завод" пока не говорят, какова доля иностранного оборудования, есть ли проблема с поставкой", — отметил эксперт.

Еще одно направление в развитии Северного морского пути, которое нуждается в импортозамещении — арктическая спутниковая группировка. Сейчас прогнозирование ледовой обстановки осуществляется за счет иностранного оборудования. Решением этой проблемы уже занимается Роскосмос.

Представитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов полагает, что введенные странами ЕС санкции могут увеличить интерес к Севморпути покупателей из Азии.

"Я бы сейчас очень осторожно говорил о прямом влиянии, но можно говорить о том, что будет, безусловно, смещение покупателей из Европы в Азию. В данном случае становится приоритетным именно обеспечение в восточном направлении СМП круглогодичной навигации", — сказал он.

С ним соглашается экономист Василий Колташов.

"Российская торговля уже смещается в сторону континентальной Евразии. Товарооборот с Китаем стремительно растет. Этот процесс сохранится и будет усиливаться. И усиливается торговля с Индией. В целом, интересы в евразийских коммуникациях увеличиваются. Это означает, что СМП окажется более востребованным, как и Северный широтный ход. Таким образом, вся сумма северных направлений России покажет более интенсивное развитие и интерес к Северу не будет ослабевать", — отметил эксперт.

По словам Колташова, особое значение СМП может обнаружиться, когда Китай начнет действовать на тайваньском направлении и США попытаются ограничить морские коммуникации Китая. В этой ситуации для Поднебесной будет иметь большое значение возможность переброски грузов по северному направлению.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики