Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > WSJ: около 40% поставок российской нефти в апреле шли в «неизвестные пункты назначения»

WSJ: около 40% поставок российской нефти в апреле шли в «неизвестные пункты назначения»

WSJ: около 40% поставок российской нефти в апреле шли в «неизвестные пункты назначения»

Эксперты говорят о давно испробованной «иранской схеме» «серых» поставок нефти, когда сырье перегружается с танкера на танкер и его происхождение становится непонятным. В текущих условиях эта схема устраивает всех — и тех, кто ввел санкции, и тех, кто под ними работает

Везу туда — не скажу куда. The Wall Street Journal пишет о том, что Россия увеличила объемы отправки нефти в «неуказанные пункты».

По данным издания, в апреле около 40% поставок российской нефти танкерами отправлялись с пометкой «пункт назначения неизвестен». Эксперты называют это «иранской схемой» и говорят о том, что работает эта схема почти без сбоев, потому что сбои эти не нужны никому.

WSJ, ссылаясь на данные сервиса TankerTrackers, пишет, что Россия нарастила поставки нефти танкерами на европейском направлении с 1 млн 300 тысяч баррелей в сутки в марте до уровня 1,6 млн баррелей в сутки в апреле. Об увеличении объема экспорта говорят также данные аналитической компании Kpler. Правда, цифры там чуть меньше. Проверить это со стопроцентной точностью невозможно, так как сами мы официальные данные теперь не публикуем. Но в целом очень похоже на правду, говорят российские эксперты.

Как работает так называемая иранская схема? Танкер с нефтью из российского порта выходит в море с пометкой в документах: «пункт назначения неизвестен». В море танкер подходит к судну побольше, переливает туда свою нефть, она смешивается с нефтью политически правильной, и, если в итоговой смеси доля Urals не превышает 49%, получается, что большой танкер везет в уже вполне конкретный пункт назначения нефть политически нейтральную. И все довольны!

Есть еще одна схема — чуть более сложная, рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Схема, опять же, как в Иране, когда танкер вообще не видно, то есть он на подходе к порту где-то издалека выключает транспондер, его не видно для систем позиционирования. Он заходит, загружается нефтью, потом выходит в море и перегружается на какой-то другой танкер. Этот уже танкер включает там свой транспондер. Откуда у него взялась нефть и сколько, какой дедвейт-танкер был, который подходил к нему и загружал? Неизвестно. Используются ли такие операции с российской нефтью и в каких объемах? Здесь сказать невозможно. Поэтому в целом мы можем только так предполагать, какой объем экспорта в принципе сейчас идет из России».

Но, опять же, главное, что все довольны. Прежде всего те, кто эту нефть получает. А куда ее могут везти? На этот вопрос отвечает заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов:

«Что значит куда? Есть наши традиционные рынки, в первую очередь Европейский союз, во вторую очередь это рынки азиатские. Ваш вопрос хорош тем, что на него невозможно ответить сейчас, потому как, если не будут введены запреты со стороны Европейского союза, постепенно эта «серая» зона просто будет рассасываться. Если будут введены ограничения Европейским союзом, то «серая» зона будет касаться поставок в Европейский союз. Если же еще Соединенные Штаты Америки примкнут к этим запретам, введя ограничения на морские перевозки, в таком случае может возникнуть «серая» зона, касающаяся российской нефти, планетарного масштаба, но тем не менее поставки все равно сохранятся».

В пользу этого утверждения говорит хотя бы то, что Иран эту схему успешно использует и по сей день. США, конечно, иногда перехватывают танкеры с иранской нефтью, но, по словам экспертов, это скорее демонстративные жесты, ну и еще немножечко пиратство.

Автор: Иван Медведев

Источник: BFM.RU, 22.04.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики