Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > WSJ: около 40% поставок российской нефти в апреле шли в «неизвестные пункты назначения»

WSJ: около 40% поставок российской нефти в апреле шли в «неизвестные пункты назначения»

WSJ: около 40% поставок российской нефти в апреле шли в «неизвестные пункты назначения»

Эксперты говорят о давно испробованной «иранской схеме» «серых» поставок нефти, когда сырье перегружается с танкера на танкер и его происхождение становится непонятным. В текущих условиях эта схема устраивает всех — и тех, кто ввел санкции, и тех, кто под ними работает

Везу туда — не скажу куда. The Wall Street Journal пишет о том, что Россия увеличила объемы отправки нефти в «неуказанные пункты».

По данным издания, в апреле около 40% поставок российской нефти танкерами отправлялись с пометкой «пункт назначения неизвестен». Эксперты называют это «иранской схемой» и говорят о том, что работает эта схема почти без сбоев, потому что сбои эти не нужны никому.

WSJ, ссылаясь на данные сервиса TankerTrackers, пишет, что Россия нарастила поставки нефти танкерами на европейском направлении с 1 млн 300 тысяч баррелей в сутки в марте до уровня 1,6 млн баррелей в сутки в апреле. Об увеличении объема экспорта говорят также данные аналитической компании Kpler. Правда, цифры там чуть меньше. Проверить это со стопроцентной точностью невозможно, так как сами мы официальные данные теперь не публикуем. Но в целом очень похоже на правду, говорят российские эксперты.

Как работает так называемая иранская схема? Танкер с нефтью из российского порта выходит в море с пометкой в документах: «пункт назначения неизвестен». В море танкер подходит к судну побольше, переливает туда свою нефть, она смешивается с нефтью политически правильной, и, если в итоговой смеси доля Urals не превышает 49%, получается, что большой танкер везет в уже вполне конкретный пункт назначения нефть политически нейтральную. И все довольны!

Есть еще одна схема — чуть более сложная, рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Схема, опять же, как в Иране, когда танкер вообще не видно, то есть он на подходе к порту где-то издалека выключает транспондер, его не видно для систем позиционирования. Он заходит, загружается нефтью, потом выходит в море и перегружается на какой-то другой танкер. Этот уже танкер включает там свой транспондер. Откуда у него взялась нефть и сколько, какой дедвейт-танкер был, который подходил к нему и загружал? Неизвестно. Используются ли такие операции с российской нефтью и в каких объемах? Здесь сказать невозможно. Поэтому в целом мы можем только так предполагать, какой объем экспорта в принципе сейчас идет из России».

Но, опять же, главное, что все довольны. Прежде всего те, кто эту нефть получает. А куда ее могут везти? На этот вопрос отвечает заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов:

«Что значит куда? Есть наши традиционные рынки, в первую очередь Европейский союз, во вторую очередь это рынки азиатские. Ваш вопрос хорош тем, что на него невозможно ответить сейчас, потому как, если не будут введены запреты со стороны Европейского союза, постепенно эта «серая» зона просто будет рассасываться. Если будут введены ограничения Европейским союзом, то «серая» зона будет касаться поставок в Европейский союз. Если же еще Соединенные Штаты Америки примкнут к этим запретам, введя ограничения на морские перевозки, в таком случае может возникнуть «серая» зона, касающаяся российской нефти, планетарного масштаба, но тем не менее поставки все равно сохранятся».

В пользу этого утверждения говорит хотя бы то, что Иран эту схему успешно использует и по сей день. США, конечно, иногда перехватывают танкеры с иранской нефтью, но, по словам экспертов, это скорее демонстративные жесты, ну и еще немножечко пиратство.

Автор: Иван Медведев

Источник: BFM.RU, 22.04.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики