Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сахалин-2»: «Газпром» может хорошо «навариться» на японских санкциях

«Сахалин-2»: «Газпром» может хорошо «навариться» на японских санкциях

Токио боится усилить Россию и Китай, уйдя из проекта по производству СПГ

Япония не будет выходить из нефтегазового проекта «Сахалин-2» из-за опасений, что ее место может занять другая страна, заявил министр экономики, торговли и промышленности Коити Хагиуда на заседании кабинета министров.

Он обратил внимание на то, что англо-голландская Shell уже начала переговоры о продаже своей доли в «Сахалине-2» китайской компании.

Ранее о том, что заинтересованность китайских нефтяных госкомпаний в покупке доли в «Сахалине-2» заставляет японские Mitsubishi и Mitsui продолжать совместное предприятие с «Газпромом», сообщил Bloomberg. Японским компаниям принадлежит 22,5% доли в проекте, а большая часть добываемого там сжиженного природного газа поставляется в Японию. Еще 27,5% акций «Сахалина-2» владеет Shell, 50% принадлежат «Газпрому».

Так чего больше испугались японцы? Потерять вложенные деньги? Или, что их доля достается главному конкуренту — Китаю? 

— Японцы проявляют больший прагматизм, чем европейцы, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.

— Они не скрывают, что выход из проекта «Сахалин-2» грозит переходом его в руки китайцев, а также ростом цен на энергоносители, что в итоге бумерангом ударит по Японии, и принесет выгоду России. Об этом прямо заявил министр экономики, торговли и промышленности Страны восходящего солнца Коити Хагиуда. С ним нельзя не согласиться. Поразительно, что такого здравомыслия не придерживаются в ЕС.

«СП»: — Для Японии Китай конкурент или экзистенциальный враг? Токио верит, что сможет снизить влияние Пекина в Азии?

— Китай для Японии — исторический противник. Раны последнего противостояния во Второй мировой войне еще не зажили. Япония до сих пор расплачивается за свою милитаристскую политику начала прошлого века, находясь де-факто под американской оккупацией. Китай же, будучи сейчас гораздо более свободным в принятии внешнеполитических и внешнеэкономических решений, только раззадоривает Японию. Электорат не поймет, если японское правительство по указке Вашингтона откажется от своего инвестиционного проекта на Сахалине в пользу Китая.

«СП»: — А если китайцы выкупят долю Shell…

— Китай и Япония при всех противоречиях являются крупнейшими торговыми партнерами друг для друга. Ничто не мешает им взаимодействовать в рамках одного инвестиционного проекта и получать свою долю прибыли от него. Но вот отдавать свою часть проекта китайцам японцы, конечно, не желают.

«СП»: — По словам Хагиуды, отказ от инвестиций в «Сахалин-2» приведет к росту цен на ресурсы и, наоборот, принесет пользу России.

— Как я уже сказал, японцы проявили прагматичный подход, свойственный, как мы прежде считали, исключительно европейцам. Отказ от участия в проекте «Сахалин-2» по многим причинам невыгоден для Японии — и по геополитическим, и по сугубо экономическим, и просто потому, что представляет угрозу национальной безопасности. Взвесив все «за» и «против», в Токио пришли к выводу о необходимости продолжения участия в проекте.

«СП»: — То есть все же есть на них методы? Россия может играть на геополитических интересах региональных игроков, не позволяя усилить санкционное давление?

— Россия просто должна быть последовательной, не пытаться выторговать хоть что-то, а упорно проводить жесткую политику, основанную на собственных национальных интересах. Это лишит партнеров иллюзий на тот счет, что разговор с Москвой с позиции силы допустим и способен склонить Россию к сотрудничеству на невыгодных условиях.

— Японцы боятся, во-первых, деньги потерять, потому что сейчас, если они будут уходить, кто бы на смену не пришел, либо сам «Газпром» выкупит, либо китайцы или еще кто-то, в любом случае, продать свою долю они смогут только за три копейки, — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Потому Россия заинтересована в том, что сама это выкупить за рубль, за доллар условно. Сделка все равно должна получать одобрение руководства России, потому даже китайцам можно мягко намекнуть, что это сделка не согласуется, а вот если японцы продадут, значит, за доллар, можно будет выкупить, а потом продать китайцам дороже.

Японцы в любом случае понесут убытки, ведь покупали они по одной цене, а продавать придется по другой. И потом, «Сахалин-энерджи», компания-оператор — это очень прибыльное предприятие, так что это еще и упущенная выгода. Это предприятие сжижает газ в субарктической зоне — не как на Ямале, конечно, но при нуле градусов на сжижение тратится намного меньше энергии, чем в том же Катаре при плюс 40. То есть себестоимость СПГ там в разы ниже. При нынешней стоимости газа это очень эффективное предприятие. Крое того, расстояние — в течение дня газ доставляется с Сахалина до потребителей в Японии.

Так что главное для них — потеря возможности зарабатывать. Ну, а перспектива потери дешевого газа — это больше «отмазка», мол, они боятся, что «Сахалин-энерджи» разорвет с ними контракт, а ведь Япония и Южная Корея — главные потребители сахалинского газа.

Правда, это опасение необоснованно: зачем «Газпрому» лишать их газа? Это скорей страшилка, которую они используют, чтобы не уходить. Одно дело заботиться о прибытке — западные партнеры не поймут. А когда ты говоришь, что с удовольствием ушел бы, но не могу оставить простых японцев без газа — другое дело.

Кроме того, они аргументируют нежелание уходить тем, что это ничего не изменит, завод все равно будет работать, но, если они уйдут, «Газпром» будет получать больше чистой прибыли, значит, Россия будет зарабатывать больше. А ведь санкции как раз направлены на то, чтобы российское государство меньше зарабатывало, что озлобит население и заставит руководство изменит вешнюю политику. По этой логике, Россия еще спасибо скажет японцам, которые когда-то инвестировали, вместе с Shell построили завод, а теперь оставляют его Москве и денег за это не берут. Верее, отдают за три копейки, поскольку за реальную стоимость эту долю никто выкупать не стает.

Что еще остается? Продать китайцам? Тоже вопрос, ведь Китай многими на Западе воспринимается как российский союзник. Получилось бы, что Токио укрепляет российско-китайский союз, Вашингтон за это «спасибо» точно не скажет.

А иных вариантов нет, поскольку долю в «Сахалине-2» могут купить или Россия, или Китай

К тому же надо понимать, что любая дестабилизация работы «Сахалина-2» может привести к росту цены на газ. Тем более, речь об СПГ, а Европа сегодня очень хочет увеличить долю как раз СПГ, т.е. будет претендовать на большие объемы. А если рынок уменьшится? А дефицит на этом рынке и без того очень сильный. Поэтому сегодня трогать СПГ-проекты, значит, навредить и европейской, и азиатской экономикам.

«СП»: — А для России имеет значение, кто там будет участвовать? И так ли нам вообще нужны иностранные участники?

— Иностранные участники были исторически и в «Сахалине-1» и в «Сахалине-2», там действует соглашение о разделе продукции. Это особый формат, который не подчиняется общенациональному налоговому законодательству. Этот формат часто критикуется, поскольку используется в странах третьего мира. В 90-е все понимали, что Россия такие проекты без иностранных технологий и инвестиций не потянет.

В этих проектах России изначально вообще не было, это уже в нулевых началась новая политика, согласно которой контрольный пакет должен быть у государства. Особенные претензии были к «Сахалину-2», там началось давление по налогам, по экологии. В итоге заставили Shell и других иностранцев продать контрольный пакет «Газпрому».

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 24.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики