Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Гривач: невыход Японии из «Сахалина-2» раскрыл энергетическую уязвимость Токио перед Россией

Аналитик Гривач: невыход Японии из «Сахалина-2» раскрыл энергетическую уязвимость Токио перед Россией

Аналитик Гривач: невыход Японии из «Сахалина-2» раскрыл энергетическую уязвимость Токио перед Россией

Токио отказался выходить из газового проекта «Сахалин-2», потому что боится передачи своих акций Китаю. В этом случае энергобезопасность островного государства будет поставлена под угрозу. Также Страна восходящего солнца больше не сможет покупать дешевый СПГ, рассказал эксперт по энергетике Алексей Гривач.

Доля Токио в нефтегазовом проекте «Сахалин-2» будет оставаться прежней, страна не станет выходить из него. Об этом рассказал министр экономики, торговли и промышленности государства Коити Хагиуда на заседании кабинета министров, сообщило издание «РБК» со ссылкой на Sankei.

Ранее англо-голландская Shell уже изъявила желание продать долю в «Сахалине-2» нефтяной компании из Китая. Однако Япония на аналогичный шаг пойти не готова. По словам министра, выход из проекта эффекта не принесет, России «санкционный урон нанесен не будет». Наоборот, стоимость энергоресурсов вырастет, за счет чего доходы РФ лишь приумножатся.

«Сахалин-2» критически важен для Японии, потому что это самый близкий и надежный источник поставок СПГ, рассказал «ПолитЭксперту» замдиректор по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Японским компаниям проект обеспечивает высокую доходность, так как инвестиции в него давно окупились. Государственные фирмы только лишь получают солидные дивиденды от работы», — отметил собеседник ПЭ.

Токио не готов выйти из «Сахалина-2» даже на фоне антироссийской риторики и санкционного бойкота, который Москве объявили США и страны ЕС, считает Гривач. В случае расторжения контрактов по обычным гражданам, коммерческим интересам компаний и энергетической безопасности страны в целом будет нанесен колоссальный удар. Государство не готово променять свои национальные интересы на геополитические амбиции США. Речь идет об очень больших рисках и суммах.

«Если Япония выйдет из "Сахалина-2", то потеряет огромный высокодоходный актив и дивиденды от будущей деятельности. Также Токио навсегда утратит возможность оказывать хоть какое-то влияние на проект, который будет приносить высокую доходность», — считает эксперт по энергетике.

В конце марта премьер-министр Японии Фумио Кисида отметил, что государство не станет выходить из «Сахалина-2». Сотрудничество с Россией в данной области является критически важным для энергетической безопасности страны. Проект позволяет получать дешевые и стабильные ресурсы на протяжении длительного времени.

Генеральный директор Tokyo Gas Такаси Утида заявил, что выход из проекта спровоцирует сбои в поставках голубого топлива в Японию. Полностью заменить российский газ спотовыми поставками физически невозможно, отметил бизнесмен.

Проект «Сахалин-2» возвели в 1994 году на основе договора о разделе продукции. В подписании соглашения участвовали компания «Сахалин Энерджи», которая на тот момент была под контролем у Shell, власти РФ и администрация Сахалинской области.

В состав акционеров «Сахалин Энерджи» на тот момент входили Shell (55% акций), японская Mitsui (25% акций), и Mitsubishi (20% акций). В 2006 году в проект вошел «Газпром». Сейчас компания владеет более 50% ценных бумаг.

Британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell хочет выйти из проекта «Сахалин-2» и некоторых российских совместных предприятий с «Газпромом». Соответствующую информацию ранее привело издание Bloomberg.

Автор: Никита Тыщенко

Источник: ПолитЭксперт, 23.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики