Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: "Газпром" может перекрыть реверс газа из Германии в Польшу, но надо ли это "Газпрому"?

Игорь Юшков: "Газпром" может перекрыть реверс газа из Германии в Польшу, но надо ли это "Газпрому"?

Ранее "Газпром" прекратил подачу газа в Польшу, однако, как заявили в компании, поляки все еще закупают российский газ – просто через Германию. То есть РФ поставляет голубое топливо в Германию, а Польша закупает часть объемов там и по одной из труб в реверсном направлении прокачивает обратно себе. Зато могут заявить, что у России газ не покупают. По крайней мере, напрямую. О том, может ли "Газпром" перекрыть эти реверсные поставки, и нужно ли это вообще "Газпрому", экспертным мнением с Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

– Смысл перехода в рублевые расчеты был не в том, чтобы кого-то наказать, а чтобы себя, по сути, обезопасить. Чтобы гарантированно плата поступала в российский банк, российскую юрисдикцию. В какой-то степени это было, конечно, символическое действие – если страна согласна платить рублями, то она тем самым признает, что здесь и сейчас отказаться от российского газа не может. Поэтому "Газпром" Польшу не наказывал приостановкой подачи топлива, можно сказать, что она сделала свой политический выбор.

И вообще у них в этом году контракт заканчивался, просто получается, что чуть раньше завершилась торговля с ними. Может ли Россия перекрыть этот реверс из Германии в Польшу и таким образом наказать поляков? Может – как раз правилами использования газотранспортной системы самой Европы. То есть в Европе каждый газопровод, по сути, должен проводить аукционы, которые дают право загружать его. И что тут может сделать "Газпром" – прийти на аукцион, который поляки должны проводить ежесуточно и забронировать мощность поставки с востока на запад, как раз того участка, который работает из Польши в Германию. То есть заказать его работу в аверсе – в направлении именно с востока на запад. Тогда польской компании придется конкурировать и предлагать большую цену за право как раз прокачивать с запада на восток газ, продолжать реверс. Соответственно, "Газпром" и польская госкомпания на этом аукционе могут конкурировать друг с другом, повышать ставку за транзит, чтобы иметь возможность прокачивать в нужном им направлении. Дальше "Газпром" может и не прокачивать физически этот объем, тем не менее при таком бронировании Польша не сможет использовать реверс. 

При этом Польша обязана допустить "Газпром" на этот аукцион и предоставить ему равные условия участия, как и для своей госкомпании – это правила, общие для всего Евросоюза, это антимонопольное законодательство, которое раньше использовалось, скорее, против России, но "Газпром" сейчас может использовать его против Польши.

Вопрос в том, надо ли это "Газпрому"? Надо ли ему таким образом повышать ставки в конфликте?

В принципе никто не запрещает полякам закупать российский газ в реверсном режиме, это вполне законное действие. В долгосрочных контрактах "Газпрома" с европейцами теперь уже нет пункта о запрете реэкспорта, то есть если купил газ – можешь свободно им распоряжаться. Раньше когда-то был запрет на реэкспорт, потом несколько волн антимонопольных дел привели к тому, что "Газпром" из своих контрактов это требование убрал. Поэтому можно сейчас перепродавать, и в принципе нынешняя система позволяет "Газпрому" сохранять заработок за счет того, что по объемам он не уменьшает объем экспорта, теперь получается, что он так же поставляет газ в Польшу, просто через Германию. Поэтому с точки зрения экономики "Газпрому", наверное, невыгодно делать так, чтобы Польша не могла купить этот газ. Ну покупают – и пусть покупают этот объем.

То же самое, что было с Украиной в 2015 году, они перестали напрямую покупать газ, покупали и продолжают даже сейчас покупать российский газ у европейских посредников по виртуальному реверсу. А газ как заходил с территории России и оставался на территории Украины, так и заходит. То есть даже сейчас мы продолжаем газоснабжение Украины осуществлять, хотя украинские компании покупают его у европейский компаний, а те уже у "Газпрома".

Поэтому и нет смысла поставлять какое-то лимитированное количество газа – сколько немцы запрашивают, столько "Газпром" и поставляет. Единственное, что приходится делать, - менять структуру маршрутов доставки, потому что Польша получала газ по маршруту "Ямал-Европа", а сейчас получается, что тот газ, который идет по "Северному потоку – 1", теперь уходит еще и на Польшу, а в Австрию через "Северный поток – 1" приходит меньше газа, чем до остановки маршрута "Ямал-Европа" для Польши. Получается, что "Газпром" должен загрузить в большей степени газотранспортную систему Украины, чтобы восполнить те объемы, которые раньше в Австрию доходили через "Северный поток – 1", а теперь должны доходить через украинскую газотранспортную систему. Поэтому в последние пару дней транзит через Украину немного вырос.

Других источников реверса для Польши нет – ни через Украину, ни с другой стороны, только из Германии они могут его осуществлять. У них дополнительно есть приемный СПГ-терминал, немного газа есть в подземных хранилищах, заполнены они на 80%, но само хранилище просто небольшое, около 2,7 млрд "кубов" всего. И к октябрю они собираются запустить газопровод "Baltic Pipe", но этот газопровод будет на 10 млрд кубометров и по идее это должна быть ровная замена российских поставок. Но они сталкиваются с проблемой, что на 10 млрд "кубов" пока удалось найти, чем его заполнить, пока могут только на 3 млрд. Потому что он берет свое начало в середине другого газопровода – "Europipe 2", который идет из Норвегии в Германию. И получается, что при том, что у Норвегии не растет добыча, а скорее, будет снижаться, то, чтобы заполнить "Baltic Pipe", надо перекупить те объемы, которые идут в Германию, и лишить таким образом немцев части норвежского газа.

Смогут ли поляки законтрактовать все 10 млрд "кубов"? Непонятно. Сейчас объемы реверсного газа из Германии – то есть российского газа, который идет через Германию – такие, что если взять ежесуточный объем и посчитать в годовом выражении, то получается даже больше, чем раньше они покупали у "Газпрома". То есть больше 10 млрд "кубов". Поэтому, может быть, они даже и подземное хранилище начнут заполнять с помощью такой схемы.

Источник: Накануне.RU, 29.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики