Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: "Газпром" может перекрыть реверс газа из Германии в Польшу, но надо ли это "Газпрому"?

Игорь Юшков: "Газпром" может перекрыть реверс газа из Германии в Польшу, но надо ли это "Газпрому"?

Ранее "Газпром" прекратил подачу газа в Польшу, однако, как заявили в компании, поляки все еще закупают российский газ – просто через Германию. То есть РФ поставляет голубое топливо в Германию, а Польша закупает часть объемов там и по одной из труб в реверсном направлении прокачивает обратно себе. Зато могут заявить, что у России газ не покупают. По крайней мере, напрямую. О том, может ли "Газпром" перекрыть эти реверсные поставки, и нужно ли это вообще "Газпрому", экспертным мнением с Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

– Смысл перехода в рублевые расчеты был не в том, чтобы кого-то наказать, а чтобы себя, по сути, обезопасить. Чтобы гарантированно плата поступала в российский банк, российскую юрисдикцию. В какой-то степени это было, конечно, символическое действие – если страна согласна платить рублями, то она тем самым признает, что здесь и сейчас отказаться от российского газа не может. Поэтому "Газпром" Польшу не наказывал приостановкой подачи топлива, можно сказать, что она сделала свой политический выбор.

И вообще у них в этом году контракт заканчивался, просто получается, что чуть раньше завершилась торговля с ними. Может ли Россия перекрыть этот реверс из Германии в Польшу и таким образом наказать поляков? Может – как раз правилами использования газотранспортной системы самой Европы. То есть в Европе каждый газопровод, по сути, должен проводить аукционы, которые дают право загружать его. И что тут может сделать "Газпром" – прийти на аукцион, который поляки должны проводить ежесуточно и забронировать мощность поставки с востока на запад, как раз того участка, который работает из Польши в Германию. То есть заказать его работу в аверсе – в направлении именно с востока на запад. Тогда польской компании придется конкурировать и предлагать большую цену за право как раз прокачивать с запада на восток газ, продолжать реверс. Соответственно, "Газпром" и польская госкомпания на этом аукционе могут конкурировать друг с другом, повышать ставку за транзит, чтобы иметь возможность прокачивать в нужном им направлении. Дальше "Газпром" может и не прокачивать физически этот объем, тем не менее при таком бронировании Польша не сможет использовать реверс. 

При этом Польша обязана допустить "Газпром" на этот аукцион и предоставить ему равные условия участия, как и для своей госкомпании – это правила, общие для всего Евросоюза, это антимонопольное законодательство, которое раньше использовалось, скорее, против России, но "Газпром" сейчас может использовать его против Польши.

Вопрос в том, надо ли это "Газпрому"? Надо ли ему таким образом повышать ставки в конфликте?

В принципе никто не запрещает полякам закупать российский газ в реверсном режиме, это вполне законное действие. В долгосрочных контрактах "Газпрома" с европейцами теперь уже нет пункта о запрете реэкспорта, то есть если купил газ – можешь свободно им распоряжаться. Раньше когда-то был запрет на реэкспорт, потом несколько волн антимонопольных дел привели к тому, что "Газпром" из своих контрактов это требование убрал. Поэтому можно сейчас перепродавать, и в принципе нынешняя система позволяет "Газпрому" сохранять заработок за счет того, что по объемам он не уменьшает объем экспорта, теперь получается, что он так же поставляет газ в Польшу, просто через Германию. Поэтому с точки зрения экономики "Газпрому", наверное, невыгодно делать так, чтобы Польша не могла купить этот газ. Ну покупают – и пусть покупают этот объем.

То же самое, что было с Украиной в 2015 году, они перестали напрямую покупать газ, покупали и продолжают даже сейчас покупать российский газ у европейских посредников по виртуальному реверсу. А газ как заходил с территории России и оставался на территории Украины, так и заходит. То есть даже сейчас мы продолжаем газоснабжение Украины осуществлять, хотя украинские компании покупают его у европейский компаний, а те уже у "Газпрома".

Поэтому и нет смысла поставлять какое-то лимитированное количество газа – сколько немцы запрашивают, столько "Газпром" и поставляет. Единственное, что приходится делать, - менять структуру маршрутов доставки, потому что Польша получала газ по маршруту "Ямал-Европа", а сейчас получается, что тот газ, который идет по "Северному потоку – 1", теперь уходит еще и на Польшу, а в Австрию через "Северный поток – 1" приходит меньше газа, чем до остановки маршрута "Ямал-Европа" для Польши. Получается, что "Газпром" должен загрузить в большей степени газотранспортную систему Украины, чтобы восполнить те объемы, которые раньше в Австрию доходили через "Северный поток – 1", а теперь должны доходить через украинскую газотранспортную систему. Поэтому в последние пару дней транзит через Украину немного вырос.

Других источников реверса для Польши нет – ни через Украину, ни с другой стороны, только из Германии они могут его осуществлять. У них дополнительно есть приемный СПГ-терминал, немного газа есть в подземных хранилищах, заполнены они на 80%, но само хранилище просто небольшое, около 2,7 млрд "кубов" всего. И к октябрю они собираются запустить газопровод "Baltic Pipe", но этот газопровод будет на 10 млрд кубометров и по идее это должна быть ровная замена российских поставок. Но они сталкиваются с проблемой, что на 10 млрд "кубов" пока удалось найти, чем его заполнить, пока могут только на 3 млрд. Потому что он берет свое начало в середине другого газопровода – "Europipe 2", который идет из Норвегии в Германию. И получается, что при том, что у Норвегии не растет добыча, а скорее, будет снижаться, то, чтобы заполнить "Baltic Pipe", надо перекупить те объемы, которые идут в Германию, и лишить таким образом немцев части норвежского газа.

Смогут ли поляки законтрактовать все 10 млрд "кубов"? Непонятно. Сейчас объемы реверсного газа из Германии – то есть российского газа, который идет через Германию – такие, что если взять ежесуточный объем и посчитать в годовом выражении, то получается даже больше, чем раньше они покупали у "Газпрома". То есть больше 10 млрд "кубов". Поэтому, может быть, они даже и подземное хранилище начнут заполнять с помощью такой схемы.

Источник: Накануне.RU, 29.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики