Но, скорее всего, несогласным с эмбарго странам придется уступить, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Страны Центральной Европы, не имеющие выхода к морю, находятся в более уязвимом положении, потому что заменить российские поставки не удастся, как это может происходить в странах на побережье, куда может зайти танкер из Саудовской Аравии. Вопрос не только в логистике, но и в стоимости такого транзита. При этом сорт нефти придется искать похожий, чтобы не перестраивать НПЗ.
Кроме того, если государство в Европе сильно зависит от российского газа, оно должно учитывать, что нефть — предпоследняя большая санкция против РФ, а газ — последняя. Австрия и другие страны опасаются приближаться к этому. По нефти Венгрию все равно могут и продавить, потому что на Будапешт сейчас тоже колоссальное давление: им уже пригрозили остановкой любых выплат со стороны европейских фондов. По сути — это внутриевропейская финансовая изоляция».
Шестой пакет санкций Евросоюза может быть принят уже на этой неделе. Европейские политики не раз говорили, что в него будут включены некие «нефтяные опции».
Эмбарго на российскую нефть поддержала и Германия, сообщило 1 мая агентство DPA. Там отметили, что теперь такой запрет стал значительно более вероятным. Против него выступают лишь Венгрия, Австрия, Словакия, Испания, Италия и Греция.
Для них Евросоюз может сделать исключение, выдавая генеральные лицензии, считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «ЕС взял стратегический курс на вытеснение российского сырья со своих рынков. Но Россия слишком значимый поставщик для Европейского союза, поэтому сразу от таких объемов он, конечно же, отказаться не может. С одной стороны, в Брюсселе есть запрос на то, чтобы вводить новые санкции. Но идти на радикальные шаги сейчас тоже нельзя, потому что и так уже происходит накопление шоков.
Думаю, в очередном пакете будет предпринята попытка найти золотую середину. Мы увидим какой-то поэтапный процесс. По углю, например, ограничения вступают не сразу, а с августа, то есть здесь могут быть какие-то даже более растянутые во времени предложения. Например, США давали исключения из своих санкционных режимов для восьми стран, но требовали от них значительно сократить закупки».
В Минфине заявили, что если Европа откажется от отечественной нефти, добыча в России может упасть на 17% в этом году. Только в апреле она уже снизилась на 9%, пишет “Ъ”. По данным Евростата, страны ЕС в 2021 году импортировали из России нефть и нефтепродукты на €70 млрд, а газ — на €18 млрд.