Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго предлагает либерализовать экспорт сжиженного газа из Заполярья

Минэнерго предлагает либерализовать экспорт сжиженного газа из Заполярья

Но таким проектам может помешать нехватка оборудования из-за антироссийских санкций

Минэнерго предложило предоставить право на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) пользователям участков недр, расположенных в арктической части Красноярского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Соответствующий проект поправок в закон о «Об экспорте газа» 5 мая опубликован на портале regulation.gov.ru. Речь идет об участках недр, расположенных севернее 67 градуса северной широты (то есть де-факто за Северным полярным кругом. – «Ведомости»), следует из документа.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что такие месторождения удалены от Единой системы газоснабжения (ЕСГ, принадлежит «Газпрому»), поэтому монетизация добываемого на них газа «целесообразна только путем производства СПГ».

Законопроект также предусматривает либерализацию экспорта СПГ, «вывозимого из России водными судами в качестве припасов в соответствии с порядком и условиями перемещения, установленными Таможенным кодексом Евразийского экономического союза». Но в данном случае речь не идет о полномасштабном экспорте, эта норма носит, скорее, технический характер.

Закон об экспорте газа устанавливает монополию «Газпрома» на экспорт трубопроводного (несжиженного) газа, тогда как для СПГ выделено несколько исключений. В частности, право на экспорт имеют проекты в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), заключенные до принятия закона в 2006 г. Также можно экспортировать газ с месторождений, в лицензию на которые отдельно вписано сжижение (это позволяет вывозить СПГ «Новатэку»). Идеи либерализовать экспорт или, например, расширить список проектов по сжижению газа предлагались неоднократно, но в последнее время никаких послаблений сделано не было.

Сейчас крупные СПГ-проекты в России есть только у «Новатэка» («Ямал-СПГ» мощностью 17,4 млн т в год и несколько проектируемых и строящихся заводов на север ЯНАО, например «Арктик СПГ-2») и у «Газпрома» (СРП-проект «Сахалин-2» мощностью 10,2 млн т в год). Лицензия на экспорт СПГ также имеется и у «Роснефти» (как у госкомпании, владеющей лицензиями на шельфе, – это еще одно условие, позволяющее вывозить СПГ за рубеж).

В марте 2021 г. правительство утвердило долгосрочную программу развития крупнотоннажного СПГ в России. Она предполагает, что до 2035 г. производство СПГ в РФ должно достигнуть 140 млн т в год. По данным Росстата, в 2021 г. в стране было произведено 30,1 млн т СПГ.

Согласно программе, к 2030 г. ее реализация позволит привлечь около $150 млрд дополнительных инвестиций, а до 2040 г. дополнительно добыть и монетизировать 2,5 трлн куб. м газа. Среди потенциальных перспективных СПГ-проектов в программе выделялось более десяти, находящихся на разной стадии реализации («Ведомости» писали об этом 22 марта 2021 г.). Премьер Михаил Мишустин сообщал тогда, что реализация программы также позволит создать дополнительные возможности для газификации труднодоступных регионов страны.

Согласно отчету Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в 2021 г. мировой импорт сжиженного газа вырос на 4,5% до 372,3 млн т (около 513,7 млрд куб. м). На Азию пришлось около 73% от глобального спроса. Около 36,6% от всего объема СПГ в 2021 г. продавалось по спотовым контрактам, в 2020 г. – 40%. Россия в 2021 г. поставила около 29,6 млн т СПГ, заняв четвертое место после Австралии (78,5 млн т), Катара (77 млн т) и США (67 млн т). По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 г. Россия поставила в ЕС около 15 млрд куб. м СПГ (около 10,8 млн т).

По словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, инициатива Минэнерго – первый шаг по либерализации рынка СПГ. Он не исключил, что в дальнейшем законодательство скорректируют и в отношении экспортных пошлин, что станет актуально при росте конкуренции в секторе.

В РФ на экспорт крупнотоннажного СПГ действует нулевая экспортная пошлина. Кроме того, для Южно-Тамбейского месторождения, являющегося ресурсной базой «Ямал-СПГ», установлена нулевая ставка НДПИ на газ и газовый конденсат.

«В случае масштабной либерализации рынок будет сильно раздут за счет активности компаний, которые ранее не имели возможности производить СПГ на экспорт, – полагает Иккерт. – Не думаю, что эта инициатива позволит небольшим компаниям наращивать свой экспортный потенциал, с высокой вероятностью будут вводиться квоты на экспорт, а также другие ограничения на получение лицензий».

В заполярных регионах работают практически все крупные российские нефтегазовые компании. В частности, на севере ЯНАО расположены Находкинское (запасы оцениваются в 275,3 млрд куб. м газа) и Пякяхинское (234,2 млрд куб. м) месторождения «Лукойла», а также Песцовое и Ен-Яхинское месторождения «Газпром нефти». За полярным кругом также расположены месторождения проекта «Восток ойл» «Роснефти» (Ванкорский кластер, Пайяхское месторождение и др.) и группа Мессояхских месторождений (СП «Роснефти» и «Газпром нефти» с запасами более 180 млрд куб. м).

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач не считает возможную конкуренцию между российскими производителями СПГ на мировом рынке проблемой в сложившейся ситуации. «Основная загвоздка сейчас в возможности реализации таких проектов без участия западных партнеров», – заключил он. Он также отмечает, что в условиях санкций монетизация запасов газа за счет СПГ потребует создания российских компетенций в сфере крупнотоннажного сжижения газа, производства оборудования и строительства танкеров-газовозов.

Иностранные технологии для производства СПГ сейчас малодоступны для российских компаний, поскольку попали под санкции. Например, в начале апреля ЕС ввел запрет на предоставление таких технологий России. Руководитель международной практики КПМГ Антон Усов возражает, что главное препятствие – наращивание инвестиций в добычу. Проблемы с оборудованием для СПГ, которые сегодня есть, к моменту начала добычи на конкретном месторождении под СПГ-проект будут решены, считает он.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго, «Роснефть», «Газпром» и «Новатэк».

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 06.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики