Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба — экономике. Сможет ли Европа заместить российский газ?

Труба — экономике. Сможет ли Европа заместить российский газ?

Европа не сможет прожить без российского газа, а нашей стране важнее сохранить выручку от поставок нефти. Это следует из информации о дополнительных нефтегазовых доходах, представленных Минфином. Причем обойтись без российской нефти страны Старого Света вполне способны.

В марте этого года газ и газовый конденсат принесли бюджету страны почти 267 млрд рублей (налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина), а нефть — 946 млрд рублей. Примерно такое же соотношение значимости торговлей этими углеводородами сохраняется на протяжении пяти лет. Вся сумма доходов бюджета за январь-март 2022 года — 7,1 трлн рублей, или 2,3 трлн рублей в месяц в среднем. То есть поступления от нефтянки — это больше третьей части всех доходов казны.

«Сейчас бюджетные поступления за торговлю газом превосходят все прогнозные значения, хотя объем реализации сократился на 30%, потери компенсирует экстраординарно высокая цена, — сообщил “АиФ” замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Частично Европа перешла на сжиженный природный газ (СПГ), выбрали запасы в подземных хранилищах, упал спрос. При нынешней цене страдает и экономика, и домохозяйства. Топливо за такие деньги не может обеспечить потребности энергетики и экономики. А увеличить предложение невозможно: в краткосрочной перспективе — практически совсем, на горизонте пяти лет — максимум те же 30% российского газа могут быть замещены из других источников».

 

 

 

 

В среднем за год Европа потребляет 550-600 млрд кубометров газа. Из них около 200 млрд кубов поступают из России. Второй по объему поставщик — Норвегия, она продает до 100 млрд кубометров в год. При этом ее сырьевая база истощается, увеличить добычу на существенную величину она не сможет. Еще порядка 40-45 млрд кубометров приходят из Алжира, там тоже резерва для наращивания дебета нет, 26-27 млрд кубометров поставляют в виде СПГ из США, до 20 млрд привозит Катар, до 15 млрд — Нигерия, 9 млрд — Иран, 8,5 — Азербайджан.

При этом по трубе газ в Европу попадает из России и Алжира, а также Норвегии, которая ведет добычу в Северном море. Иранская магистраль доходит только до Турции. Все остальное — это СПГ, его доставляют танкерами. Пропускная способность «импортных» ниток в разы уступает емкости отечественных газопроводов, отмечают эксперты. Оба «Северных потока» рассчитаны на перекачку по 55 млрд тонн газа в год каждый, «Ямал — Европа» — 32,9 млрд тонн, «Турецкий поток» — 31,5 млрд тонн, «Голубой поток» — 14 млрд тонн. Газотранспортная система Украины может пропустить через себя до 142,5 млрд тонн, но ее возможности используют лишь частично. Так, в 2020 году по этому пути в Европу попало 55,8 млрд тонн газа. Что превышает поставки по всем каналам газа из Алжира.

Существуют еще проекты строительства газопроводов на континентальную Европу с Кипра и из Израиля, где тоже есть месторождения. Но такие проекты дороги, сложны, строительство займет несколько лет. Нынешняя высокая цена на газ может оправдать такие вложения, но при нормализации ситуации проекты будут заведомо убыточными.

 

 

 

 

Отказаться от нашего газа европейцы не могут, наоборот, они крайне заинтересованы в снижении цены на этот вид топлива. А для этого надо нарастить объемы предложения. Все источники, которые могли бы быть в этом полезны, уже задействованы, больше их поблизости просто нет.

А вот без нашей нефти, которая приносит России почти вчетверо больше, чем газ, в Старом Свете обойтись вполне могут, подтверждает Гривач. Пусть это и потребует дополнительных усилий и затрат на перестройку оборудования, привыкшего работать с отечественным Urals. Но это будут очень небольшие потери относительно тех денег, которых недосчитается наша страна. И вот тогда единственным возможным ответом станет фраза из фильма «Бриллиантовая рука»: «Не будут покупать нефть — отключим газ!»

Автор: Алексей Дуэль

Источник: АиФ, 05.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики