Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рокировка на угольном рынке

Рокировка на угольном рынке

Перенаправление потоков российского угля из Европы в Азию сдерживается логистическими проблемами. Пока идет обмен рынками сбыта с США, ЮАР и другими экспортерами, издержки продолжат возникать.

Согласно данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, в марте экспорт угля из России в страны дальнего зарубежья снизился на 5% до 15,7 млн тонн.

Где-то — падение, где-то — рост

После введенного странами некоторыми западными странами эмбарго на поставки угля из России, компаниям удалось найти альтернативные рынки сбыта. Кроме того, известно, что контракты с российскими угольными компаниями у европейских потребителей действуют до завершения их срока, то есть — до августа. 

Частично это снижение компенсировали поставки угля в Азию. Однако в целом и они также снизились до 7,3 млн тонн, что, вероятно, связано с осложнившейся логистикой. Впрочем, российским угольным компаниям удалось найти нового перспективного партнера в лице Индии, экспорт в которую вырос в 2,2 раза до 848,8 тысяч тонн. При этом поставки в Китай сократились на 12% до 1,6 млн тонн, а поставки в Турцию выросли на 37% до 1,5 млн тонн.

Логистика требует перенастройки

По мнению руководителя исследований нефтяного рынка Института энергетики и финансов Александра Титова, на данный момент основная проблема российской угольной отрасли заключается в необходимости существенной перенастройки логистики. 

«Во-первых, это поиск новых возможностей и способов совершать взаиморасчеты, страховать и фрахтовать грузы в условиях санкционного давления. Во-вторых, это поиск альтернативных маршрутов транспортировки угля от центров добычи для уменьшения логистического плеча при переориентации на другие рынки и преодоления “узких мест” на транспортной инфраструктуре. Перенастройка логистики не может произойти быстро, поэтому и наблюдается сокращение экспорта угля в марте-апреле 2022 года», — заметил Александр Титов.

Кроме того, эксперт полагает, что определенное падение экспорта можно связать с потерей приоритета угля из Кузбасса и Хакассии на Восточном полигоне. Это в свою очередь было вызвано тем, правительство РФ с 6 марта по 1 июля приостановило действие Правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта, напомнил Александр Титов.

«В результате, перевозки грузов в контейнерах, за исключением транзитных, теперь имеют приоритет над отгрузками угля. В ПНД же уголь из Кузбасса имел приоритет, так как объемы его отгрузок были согласованы правительственными структурами, в частности, с Минэнерго», — добавил эксперт.

Александр Титов считает, что перенаправление поставок вызовет рост издержек у российских угольщиков. Это связано, в первую очередь, с возросшей стоимостью перевалки, необходимостью страхования от военных рисков, удлинению маршрутов из-за закрытия европейского рынка и роста затрат на фрахт. 

Также эксперт заметил, что перенаправление поставок неизбежно приведет к росту издержек российских угольных компаний. Во-первых, стоимость перевалки в портах Дальнего Востока (17,6-20,0 долларов за тонну) была ниже, чем в портах Северо-Запада (25-30 долларов за тонну) и тем более АЧБ (65-67 долларов за тонну), использующем формулу, привязанную к мировым ценам на твердое топливо.

Во-вторых, балкеры иностранных судовладельцев включают в ставку фрахта расходы на страховку от военных рисков, что увеличивает издержки грузовладельцев. Стоимость страховки может существенно отличаться. Несколько кейсов, которые приводит Argus, указывают на дополнительную страховую премию в размере 5-6 долларов за тонну. И наконец, закрытие европейского рынка с «коротким транспортным плечом» и перенаправление логистики ведет к удлинению маршрутов и росту затрат на фрахт.

«Перенаправление судна типоразмера Panamax (дедвейт 60-80 тысяч тонн) с “санкционных” рынков на доступные рынки приведет к росту затрат на фрахт на 13-26 долларов за тонну. Таким образом, затраты на перевозку для российских угольных компаний могут вырасти на 25-40 долларов за тонну», — подсчитал Александр Титов. 

Занять освободившуюся нишу

В условиях эмбарго на импорт угля из России Европа будет искать новых поставщиков. Однако, как отметил Александр Титов, первоначально европейский импорт будет расширяться за счет уже действующих, к которым относятся ЮАР, США и Колумбия. Вероятно, что дополнительных объемов из данных стран будет достаточно, если рынок Европы останется у них премиальным. 

«Доля Евросоюза в их экспорте всего 10,7%. Примерно 29,4 млн тонн эти страны направляют на рынки Ближнего Востока, включая Турцию, и Северной Африки. Эти объемы логистически легко перенаправить. В Индию направляется 53,8 млн тонн, в том числе 40 млн тонн из ЮАР и 10,7 млн тонн из США. Они частично могут быть переориентированы на рынок ЕС», — отметил он.

Таким образом, если значительные объемы из вышеперечисленных стран будут перенаправлены в страны Европейского союза, российских уголь сможет просто занять освободившуюся нишу.

«В первую очередь, на рынках Индии, Турции и Ближнего Востока. В апреле российские угольные компании начали резко наращивать отгрузки на Ближний Восток и через трейдеров с Кипра и из Швейцарии. Поставки в Китай в апреле также были на примерно 22% выше, чем в январе. Индия же, после скачка поставок из России в конце марта, сократила импорт до январского уровня, указывая на сложности с оплатой. Но, несмотря на это, мы полагаем, что в ближайшие месяцы именно Индия может стать основным импортером “перенаправляемых” объемов российского угля», — сказал Александр Титов.

Что касается Китая, то эта страна, как считает эксперт, в большей степени будет полагаться на собственную добычу, которую там начали активно наращивать в 3-4 кварталах 2021 года в момент энергетического кризиса. Опережающий рост добычи угля в Китае приведет к сокращению общего импорта в 2022 году. 

«Поэтому ключевые возможности для российского энергетического угля в ближайшие месяцы сосредоточены именно в Индии. В 2021 году длинное логистическое плечо делало российские поставки менее конкурентоспособными по сравнению с южноафриканским, австралийским и американским углем. Индия также не была привлекательной и для российских экспортеров с точки зрения сравнительной рентабельности поставок. Однако снижение цен на российский уголь в условиях эмбарго со стороны ЕС заметно увеличивает его ценовую конкурентоспособность в Южной Азии. Отмечу, что изменение источника импорта угля — это не только вопрос цены. Те коммунальные предприятия, которые импортируют уголь для смешивания с индийским углем с более низкой теплотворной способностью, не могут быстро перейти на уголь даже немного другой спецификации. А производители губчатого железа в Индии предпочитают южноафриканский уголь из-за более высокого содержания связанного углерода. Хотя, учитывая разницу в ценах, эту проблему можно решить», — заключил Александр Титов.

Потребности азиатских стран по-прежнему высоки

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета Игорь Юшков напомнил, что на данный момент Индия является одним из ведущих наших партнеров еще и потому, что именно в эту страну были перенаправлены те объемы российских нефти и угля, которые предполагались для Европы.

При этом особые успехи наблюдаются именно в нефтяной индустрии, так как Индия закупает топливо и для себя, и для продажи уже переработанной у себя на территории нефти. Например, страна поставляет в Европу дизельное топливо.

«И для нее — это выгодно, так как она получает российскую нефть со скидкой, а продает нефтепродукты по рыночным ценам», — напомнил Игорь Юшков.

С углем, по мнению эксперта, ситуация складывается менее удачно. На данный момент, действительно, наблюдается спад поставок несмотря на то, что потребности Индии, Пакистана, а также стран Южной Азии по-прежнему высоки. 

«Они испытывают довольно большой дефицит в энергоресурсах, многие регионы — без света. Поэтом по углю есть большой потенциал наращивания поставок. Но здесь проблема в логистике, ряд операций по транспортировке российских товаров либо попадает под санкции, либо находятся на грани. Поэтому нужны новые двусторонние договора и механизмы того, чтобы нивелировать опасения перевозчиков. Российско-индийские отношения вроде как развиваются в этом направлении, но видимо не совсем эффективно. Посмотрим, насколько долгосрочными они будут, так как фундаментальная потребность азиатских рынков в дополнительных поставках угля есть. Европейцы же уходят и закупают все больше угля не имеющих отношения к России компаний. РФ же приходит на места уходящих в Европу компаний. Но пока идет обмен рынками сбыта, проблемы будут возникать, что и приводит к падению российского экспорта», — резюмировал Игорь Юшков.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.Ru, 06.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики