Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сохранить «Северный поток-2»: что будет с «замороженным» газопроводом

Сохранить «Северный поток-2»: что будет с «замороженным» газопроводом

Расходы на замену километра трубы составят миллионы долларов

«Газпром» смирился с тем, что новый экспортный маршрут «Северный поток-2», который уже построен, но так и не запущен в эксплуатацию, сможет набрать максимальную скорость поставок «голубого топлива» в Европу только после 2028 года. До этого срока по его трубам в лучшем случае сможет экспортироваться лишь половина заявленных объемов, причем лишь в том случае, если соответствующее разрешение даст Германия. Пока монополия нашла применение сухопутному отрезку трубопровода, который компания собирается направить на развитие газоснабжения северо-западных регионов нашей страны.

Угрозы Европы со временем полностью отказаться от российских нефти, угля и газа, вынуждают «Газпром» искать альтернативные пути использования ориентированных на экспорт трубопроводов.

Идей немного, поскольку практически все каналы изначально были нацелены на конкретных покупателей. Но варианты все же существуют. Как заявили в «Газпроме», избыточные сухопутные мощности «Северного потока-2», которые пролегают по российской территории, можно будет задействовать для развития газоснабжения северо-запада страны. При этом «Газпром» пока сохраняет надежду, что к европейским распределительным сетям сможет еще подключиться первая нитка трубопровода, если на то дадут разрешение власти Германии, — это направление обеспечит половину от расчетного потенциала сырьевого маршрута. По отношению ко второй нитке «Северного потока» «Газпром» не испытывает иллюзий, полагая, что ее запуск состоится не ранее 2028 года.

Последний раз план газификации Северо-Западного федерального округа обсуждался в конце года на встрече главы «Газпрома» Алексея Миллера с полпредом президента в регионе Александром Гуцаном. Были намечены основные пункты реализации программы газоснабжения на 2021–2025 годы: запланировано строительство почти 290 новых газоотводов, межпоселковых сетей и реконструкция 26 ГРС, что позволит увеличить подачу действующим и подключить новых потребителей примерно в 690 населенных пунктах. В первую очередь монополия собирается уделить внимание Ленинградской области, завершив технически возможное обеспечение местных потребителей на 100%.

«С газификацией Северо-Западного округа в принципе все понятно, — отмечает генеральный директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Помимо Петербурга и области с подачей газа неплохо обстоят дела в Калининградской, Новгородской и Псковской губерниях, в Коми. Здесь придется только довести трубопроводы среднего и низкого давления до конечных потребителей, в первую очередь подключить к газу население.

Ряд северных областей, в том числе Мурманскую область, газифицировать нецелесообразно — на эти территории поступает сжиженное топливо.

Основной вопрос — что будет с трубами, проходящими через акваторию Северного моря? Самый современный в мире газопровод продолжит лежать мертвым грузом еще шесть лет кряду и максимум будет использоваться лишь наполовину».

У многих наблюдателей возникают серьезные опасения, что за такой длительный срок бездействия подводный отрезок трубы может потерять свои эксплуатационные характеристики. «Теоретически крупных неприятностей не предвидится. Все морские участки СП-2 забетонированы и не имеют прямого контакта со дном Балтики, так как расположены в бетонных кожухах, — объясняет эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — К слову, у первого газопровода «Северный поток», который был построен более десяти лет назад, до сих пор не наблюдается признаков внешней коррозии».

Впрочем, газопровод должен будет проходить постоянную техническую диагностику и проверку на отсутствие дефектов, которые рискуют возникнуть во время простоя. «Маловероятно, что погодные обстоятельства или непредвиденные форс-мажоры на балтийской дистанции «Северного потока-2» способны нанести ощутимый вред газовому маршруту, однако полностью такие ситуации исключать не стоит. История не знает примеров, чтобы морские газопроводы оставались бездействующими такой длительный период, — отмечает Пикин. — Расходы на замену даже одного километра трубы могут составить от одного до нескольких десятков миллионов долларов.

Учитывая, что протяженность СП-2 превышает 1200 километров, повреждение значительной части газового маршрута обернется миллиардными затратами. Поэтому, находясь в нерабочем состоянии, трубопровод может если не удвоить, то заметно увеличить затраты на свое строительство».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 05.05.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики