Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что будет с ценами на бензин, если ЕС запретит российскую нефть

Что будет с ценами на бензин, если ЕС запретит российскую нефть

В НТС заявили о возможном снижении цены на бензин на 2-3 рубля к концу 2022 года

В случае ввода нефтяного эмбарго ЕС против России на внутреннем рынке страны произойдет переизбыток предложения. Средняя стоимость литра бензина в ближайшие месяцы продолжит снижаться на 10-20 копеек. Если тенденция сохранится, цена топлива упадет уже на 2-3 рубля к концу 2022 года. Эксперты считают, что снижать стоимость литра бензина придется частным АЗС. Крупные заправочные сети же постараются заморозить текущие цены. 

В чем польза нефтяного эмбарго

Страны Евросоюза (ЕС) не смогли найти консенсуса по нефтяному эмбарго против России. Меру не удалось включить в шестой пакет санкций из-за Венгрии. После этого ЕС захотел переубедить Будапешт с помощью денежной компенсации. Помимо Венгрии острую зависимость от сырья из Москвы испытывают Словакия и Чехия.

Нефтяное эмбарго таит для России не только отрицательные последствия. С одной стороны, объемы сырьевого экспорта снизятся, но, с другой, их можно будет пустить в Азию или на внутренний рынок. Последнее, в частности, приведет к перенасыщению предложения бензина, подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» глава аналитического центра Независимого топливного союза (НТС) Григорий Баженов.

«Если в России не будет введено регуляторных изменений на внутреннем рынке, если не будет сбалансирована налоговая нагрузка таким образом, что торговать бензином в России станет вновь невыгодно из-за дополнительных льгот на перекачку топлива в Азию, топливные цены в ближайшие месяцы должны слегка упасть, на 10-20 копеек за литр», — объяснил Баженов.

С ним согласился президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, цены на бензин, скорее всего, будут снижать частные АЗС. Крупные вертикально-интегрированные компании (ВИНКи), напротив, постараются либо заморозить стоимость литра топлива, либо не допустить существенного падения цен. Именно ВИНКи станут главными пострадавшими от введения нефтяного эмбарго ЕС.

«Важно понимать, что у стоимости российского бензина есть пределы, снижать цены в пол никто не будет.

Роста стоимости топлива мы точно не увидим, как и падения на 3-5 рублей за литр. У нас среднегодовая инфляция уже сейчас подобралась к отметке 20%, государство не позволит ценам на бензин подскочить до этого уровня. Напротив, к концу года мы можем увидеть снижение стоимости литра топлива в России на 2-3 рубля», — отметил эксперт. 

Рост конкуренции

В текущих условиях, когда внутренний рынок бензина в России насыщается дополнительными объемами топлива, конкуренция среди частных АЗС за потребителя будет только расти. В ближайшие месяцы, вероятно, на независимых заправках увеличится количество промо-акций и программ лояльности для клиентов, предположил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Сейчас топливо является товаром, цены на который не только не растут, но и падают. За последнее время средняя стоимость литра бензина в России уменьшалась на 15-20 копеек. Эта тенденция сохранится. И это несмотря на многомиллионные убытки частных АЗС в 2021 году. В условиях сокращения экспорта борьба за внутреннего покупателя станет для них главным приоритетом», — пояснил Аркуша.

В то же время расходы владельцев заправочных станций на закупку оборудования, технологий для переработки, зарплаты сотрудникам в последние месяцы резко выросли. Не стоит забывать и о росте кредитных ставок, в некоторых случаях они могут достигать 20-30%. Все эти факторы не позволят частным АЗС пустить цены в свободное плавание, резюмировал он.

Пересмотр демпфера

Российский топливный рынок во многом является регулируемой площадкой. Топливные цены контролируются государством с помощью демпфирующего механизма. Иными словами, правительство и федеральные ведомства сами определяют, какая стоимость бензина является комфортной для внутреннего рынка. Нынешние цены на топливо в районе 47-53 рублей за литр в зависимости от марки являются вполне приемлемыми, отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Демпфер включает в себя экспортный нетбэк. То есть, если компания-экспортер может заработать больше на экспорте в Европу или Азию, чем на внутреннем рынке, государство возвращает продавцу недостающую разницу из бюджета. Но сейчас ситуация резко изменилась. Если раньше Минэнерго работал с целью удержать рост стоимости бензина в пределах годовой инфляции, то в текущей ситуации эту задачу придется корректировать — инфляция стала слишком высокой», — посетовал Юшков.

Он предположил, что Минэнерго теперь будет «на ходу» менять демпферный механизм. Чтобы избежать излишней переброски российских нефтепродуктов из Европы в Индию и Китай, правительству придется повышать экспортерам денежные надбавки.

«Компании не станут полностью перенаправлять выпавшие объемы на внутренний рынок, который уже сейчас переполнен. Без дополнительных выплат ВИНКи попросту сократят добычу», — заключил Юшков.

Автор: Анатолий Акулов

Источник: Газета.Ru, 12.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики