Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Литовско-белорусский альянс оппонирует России

Литовско-белорусский альянс оппонирует России

Конфликт Вильнюса и «Газпрома» по газовой проблематике нарастает и одновременно приобретает новые политические черты. На днях правительство Литвы потребовало отставки членов правления национального энергохолдинга Lietuvos dujos и по совместительству газпромовских топ-менеджеров Валерия Голубева и Кирилла Селезнева. Литовская сторона ссылается на конфликт интересов (управленцы представляют одновременно покупателя и продавца газа) и угрожает обратиться в суд на нынешнее руководство Lietuvos dujos. Параллельно продолжаются попытки жаловаться на «Газпром» в Еврокомиссию, что по сути есть попытка подстегнуть работу наднациональных органов ЕС по либерализации газового рынка на основе ускоренного внедрения в практику норм Третьего энергопакета.

Что касается политической новации, то она заключается в демонстрации Вильнюсом прямой поддержки режима белорусского президента Александра Лукашенко. По словам президента Литвы Дали Грибаускайте, высказанным на недавней конференции по международной безопасности в Мюнхене, «ЕС не может диктовать каждому народу конкретно, какую систему или какого руководителя он должен избрать. Это касается и Египта, и Белоруссии». Лукашенко и его ближайшим сподвижникам, подвергшимся недавно санкциям со стороны ЕС за «специфическое» проведение президентских выборов в республике, наличие подобного «адвоката» внутри Европы весьма выгодно. Появляются новые аргументы для торга с Россией.

И дело здесь может быть не только в значимости транзита товаров через Белоруссию и Литву для экономики последней, и не только в факторе личности Грибаускайте. Хотя политик и отметилась в ноябре 2010 года примечательным заявлением о том, что считает Александра Лукашенко «гарантом стабильности в Белоруссии и подтверждением того, что в этой стране, на границе Литвы, не будет России». Весьма вероятно, что позиция Литвы в отношении «батьки» — это лишь начало, «пробный камень» нового этапа «заигрывания» Запада с Лукашенко. Логика у европейцев здесь точно такая же, как у России — «больше не с кем». Сместить «батьку» Евросоюз и США не могут, белорусская оппозиция остается слабой и разрозненной — следовательно, альтернативе работы с Лукашенко нет. При этом Москва и Брюссель никуда не ушли от восприятия друг друга как конкурентов в борьбе за влияние на постсоветском пространстве (особенно в его западной части). Так что попытки вовлечения Минска в различные политические и энергетические программы «в пику» Москве весьма вероятны спустя не такое уж продолжительное время — как только европейская общественность подзабудет текущий скандал с тем, кого она называет «последним диктором Европы», и который вновь чудесным образом превратится в «договороспособного партнера».

 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики