Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия предлагает «компромиссное» эмбарго на российскую нефть

Венгрия предлагает «компромиссное» эмбарго на российскую нефть

Глава МИД Венгрии предложил ввести эмбарго на морские поставки российской нефти и сохранить нефтепроводные. Означает ли это заявление согласие Венгрии по шестому пакету санкций или, наоборот, еще больше ослабляет его эффективность?

Венгрия в качестве компромисса предлагает ЕС ввести эмбарго на морские поставки российской нефти, но сохранить работу нефтепроводов. Об этом заявил глава МИД страны Петер Сийярто. По его словам, 65% поставок нефти в страну поступает именно из России. Будапешт не сможет закупать достаточно нефти из других источников, и выхода к морю у страны нет. Таким образом, экономика Венгрии «будет убита без российского топлива». А для того чтобы перерабатывать нефть не из России, потребуется технологическое переоснащение. Это дополнительные инвестиции более чем в полмилллиарда евро. А для того чтобы «полностью модернизировать» свою энергетическую инфраструктуру, потребуется от 15 млрд до 18 млрд евро дополнительных вложений.

Страны ЕС пока не могут согласовать очередной пакет санкций против России, предусматривающий, в частности, эмбарго на российскую нефть. Считается, что эти санкции блокирует прежде всего именно Венгрия. Пойдет ли Евросоюз на условия, которые выдвигает Будапешт?
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Остается только эмбарго на морские поставки. Де-факто Венгрия предлагает вынести за скобки вообще трубопроводные поставки, а это значит, что множество стран Европы сохранят право, по крайней мере, покупать российскую нефть, потому что идет нефтепровод «Дружба» через Белоруссию, Польшу и в Германию, и польские НПЗ до сих пор закупают российскую нефть и запасаются ею, то есть там фактически все, что можно, заполнено нефтью, все хранилища и при НПЗ, и в порту, и так далее. В Германию идут поставки, и южная ветка, которая из Белоруссии на территорию Украины и потом расходится в страны Центральной Европы, — это Венгрия, Чехия, Словакия прежде всего, и вплоть до Балкан. Поэтому, если соглашаться с предложением Венгрии, то получается, что если не большая часть Европы, то половина Европы примерно сохранит возможность покупать российскую нефть. И тогда возникает вопрос, что какое-то странное эмбарго. То есть Россия сохранит приличные объемы, а если учитывать то, что эти страны, которые получают по трубе российскую нефть, смогут перепродавать ее дальше, например железнодорожным транспортом соседям, или производить из российской нефти нефтепродукты, а именно их НПЗ тогда будут наиболее маржинальными, то есть получается, что во Франции завод стоит и перерабатывает нефть по 100 долларов за баррель, а в Германии завод перерабатывает нефть по 70 долларов за баррель. Конечно, немецкие НПЗ будут работать на полную мощность, производить нефтепродукты и вытеснять нефтепродукцию с более дорогих НПЗ. Конечно, здесь вопрос справедливости возникает, и вряд ли мы увидим такую форму нефтяного эмбарго, когда запрещено будет только морским транспортом. Вряд ли другие страны ЕС такой сценарий одобрят. А вариант, когда вы даете компенсацию Венгрии, получается, противоречит ее же предложению сохранить трубопроводные поставки. Если ты имеешь право закупать российскую нефть дальше по трубопроводам, то зачем тебе компенсация, ты же не собираешься перенастраивать НПЗ, не собираешься выстраивать новую логистику, чтобы закупать нефть с мирового рынка с транзитом через какую-то соседнюю страну, которая имеет выход к морю, то есть за что тебе платить тогда, непонятно. Я думаю, что это скорее взаимоисключающая опция: либо Венгрии дают миллиарды, миллиарды долларов на то, чтобы она перестроила свои НПЗ и построила логистические схемы по доставке нефти, либо им оставляют возможность закупки российской нефти. Я думаю, может быть, ЕС и готов пойти на выплаты каких-то не совсем больших объемов, а вот то, что просит сейчас Венгрия — под 18 млрд долларов, — ЕС вряд ли на это готов пойти, потому что это создает очень опасный прецедент. Получается, что все остальные страны скажут: а что, так можно было, оказывается, можно было взять миллиарды долларов в согласие на какой-то новый пакет санкций? В итоге все будут шантажировать Евросоюз и выпрашивать дополнительные выплаты».

Сейчас ЕС обсуждает шестой пакет санкций против России. Если его одобрят, Брюссель может ввести запрет на поставки российской нефти уже через полгода, а с 2023 года ограничить импорт российских нефтепродуктов. Сначала идею о нефтяном эмбарго не поддержали Венгрия, Чехия и Словакия. Тогда Еврокомиссия уступила и разрешила Венгрии и Словакии импортировать российскую нефть до конца 2024 года, а Чехии — до июня 2024 года. После этого Братислава и Прага перестали возражать против запрета, но Венгрия не изменила позицию.

Как сообщает РБК со ссылкой на портал Euractiv, снятие Венгрией вето с очередного пакета санкций в обмен на экономические преференции может стать темой неформального саммита Евросоюза, который пройдет в конце мая. Европейский чиновник на условиях анонимности рассказал газете Financial Times, что ЕС собирается сделать президенту Венгрии выгодное предложение.

Источник: BFM.RU, 21.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики