Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции ставят арктический СПГ на паузу

Санкции ставят арктический СПГ на паузу

У России нет ни своих танкеров, ни технологий для заводов по сжижению добытого природного газа

Южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) расторгла контракт на строительство трех СПГ-танкеров по заказу «Совкомфлота» для проекта компании «Новатэк» «Арктик СПГ-2».

Как сообщает «Коммерсантъ», причиной стала просрочка платежа по контракту со стороны судоходной компании из-за санкционных ограничений. Предполагалось, что верфь сдаст танкеры в феврале, апреле и июле 2023 года. Контракт на их строительство был подписан в октябре 2020 года, его общая стоимость составляла $872 млн за три судна. DSME построила для «Новатэка» весь флот для «Ямал СПГ» — 15 танкеров Arc7.

Несмотря на то, что сама компания «Новатэк» под санкциями пока не находится, ее глава Леонид Михельсон под ограничения попал. Проблема, однако, не в этом, а в отсутствии танкеров-газовозов и запрете на поставку технологий для строительства заводов по сжижению газа.

Изначально для «Арктик СПГ-2» рассчитывали создать флот из 21 танкера ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке, и шесть — на DSME. Но в марте ЕС ввел против российского судостроения технологические санкции, запретив поставки практически всей номенклатуры судового оборудования. Под санкции США попал ВЭБ. РФ, который является судовладельцем и лизингодателем 15 СПГ-танкеров, строящихся на «Звезде».

Кроме того, как рассказал «Свободной прессе» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, со строительством на «Звезде» возникли не меньшие проблемы. Такие суда российская верфь никогда сама не выпускала и собирался строить их в тесной кооперации с другой корейской верфью, Samsung Heavy Industries (SHI). В итоге «Новатэк» может остаться без танкеров для своего нового проекта.

Впрочем, по словам Юшкова, если вопрос с танкерами можно решить, например, арендой, то еще большей проблемой является будущее самого «Арктик СПГ-2». СМИ на этой неделе уже писали, что по меньшей мере пять китайских компаний могут свернуть производство модулей для «Арктик СПГ-2» из-за санкций против России. На самом деле, они работали с западным оборудованием, и теперь им просто нечего собирать для «Новатэка». Все это может привести к тому, что «Арктик СПГ-2» может превратиться в «долгострой» с неясными перспективами завершения, так как сроки по импортозамещению запрещенных технологий для СПГ-проектов никто из специалистов называть не берется.

— Европейцы запретили поставлять в Россию такое оборудование, поэтому непонятно, успеет ли «Новатэк» достроить хотя бы первую очередь «Арктик СПГ-2», — говорит Игорь Юшков. — По первой очереди такие шансы есть, если он успел завезти все необходимое оборудование.

Дело в том, что оборудование для завода «Арктик СПГ-2» закупается на Западе и направляется в Китай, где из него собирают огромные модули, по восемь модулей на каждую платформу. Потом эти огромные «кубики» на судах по Северному морскому пути доставляют в Белокаменку в Мурманской области, где находится верфь «Новатэка». На этой верфи заливают огромные железобетонные платформы, на которые ставят эти модули. Одна такая собранная платформа и образует одну очередь завода на 6,6 млн тонн в год. Дальше эти платформы должны были оттащить на терминал «Утренний», который находится на Гыданском полуострове в ЯНАО, и установить там.

Первая очередь, то есть первая платформа завода, была уже практически готова, и в августе «Новатэк» собирался доставить ее на Гыдан и установить. Но сейчас в компании об этом ничего не говорят, поэтому мы не знаем, успели ли доставить все необходимое оборудование.

Зато точно можно сказать, что вторая и третья очереди завода поставлены на паузу, их пока не построят. В прежнем формате они должны были быть реализованы на иностранном оборудовании, а сейчас для третьей очереди даже платформы нет.

Что касается китайцев, им просто нет смысла продолжать дальше сотрудничество, потому что к ним не приходит оборудование. То есть они прекратили сборку модулей не потому, что отказываются от этого, им просто нечего собирать. «Новатэк» в прошлом говорил, что используется оборудования итальянских, французских, немецких производителей. Думаю, сейчас от поставок отказываются все, потому что это напрямую запрещено санкциями, и нарушать их никто не хочет.

«СП»: — С танкерами такие же проблемы?

— Важный момент в том, что «Новатэку», возможно, не нужно такое количество танкеров-газовозов, если предполагалось производство 20 млн. СПГ в год, а теперь, в лучшем случае, будет 6,6 млн. Но это не отменяет вопрос их строительства как такового. Конечно, «Новатэку» хотелось бы, чтобы их построила именно южнокорейская верфь. У них нет никаких сложностей, они строят быстро, качественно и без проблем. «Новатэк» разместил у них дозаказ трех танкеров через «Совкомфлот» для подстраховки, потому что еще 15 газовозов заказаны у «Звезды».

«СП»: — Но с учетом вышесказанного, разве этих 15 танкеров не будет достаточно?

— Вопрос в том, будут ли они построены. «Звезда» не имеет опыта строительства таких танкеров. Она получает комплекты газовозов из той же Южной Кореи. По сути, это уже готовый танкер, только без носовой части. На «Звезде» только приваривают этот нос, то есть занимаются совсем небольшой локализацией, можно сказать, отверточной сборкой. По крайней мере, первые газовозы идут именно в такой комплектации.

Сколько таких танкеров успело поступить на «Звезду», пока никто не сообщает. Судя по сообщениям СМИ, как минимум два комплекта было поставлено на «Звезду» и ни одного танкера не построено в Южной Корее. Суммарно «Новатэку» нужно хотя бы пять газовозов для первой очереди «Арктик СПГ-2», но мы не знаем, есть ли они. Так что пока по этому проекту очень много вопросов.

«СП»: — Какие у нас есть возможности по импортозамещению, то есть можем ли мы сами начать с троить эти танкеры?

— Повторю, что «Звезда» не делала самостоятельно газовозы. Но у них есть опыт строительства обычных нефтеналивных танкеров, в том числе ледового класса. С технологиями, чтобы удерживать низкую температуру, тоже вопросов возникнуть не должно. Так что теоретически, мы можем сами делать газовозы, просто это будет дольше по срокам и дороже. Мы не сможем экономически конкурировать с Южной Кореей и Китаем, но это уже вопрос не экономики, а обеспечения необходимыми судами в принципе. Другое дело, что мы не можем самостоятельно строить СПГ-заводы. В этом основная сложность.

Что касается танкеров, не исключаю, что «Новатэк» сейчас будет настаивать на том, чтобы заказ газовозов в Южной Корее взяли на себя другие компании. Отказ строить танкеры произошел потому, что «Совкомфлот» не заплатил за них корейцам. «Совкомфлот» не заплатил, потому что находится под санкциями и не может перечислять средства за границу.

«Новатэк» будет заинтересован в том, чтобы эти слоты на три танкера достались кому-то другому. Например, греческим компаниям, которые владеют газовозами для «Ямал СПГ». Собственниками могут стать и китайские компании, которым не запрещено покупать танкеры у Южной Кореи. Затем «Новатэк» сможет заключить контракт на вывоз СПГ со своих заводов с этими иностранными собственниками. Но любой компании понадобятся гарантии, что они вернут инвестиции, вложенные в эти танкеры, а, значит, гарантии, что запустится завод. Однако пока, как мне кажется, даже сам «Новатэк» не знает, удастся ли это сделать.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 25.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики