Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сжижаем по-крупному: Россия сохраняет планы нарастить производство СПГ

Сжижаем по-крупному: Россия сохраняет планы нарастить производство СПГ

Планы по увеличению производства СПГ в России остаются неизменными. Но для того, чтобы их не пришлось пересматривать уже в ближайшем будущем, государству, возможно, следует консолидировать компании для создания отечественной технологии крупнотоннажного сжижения газа. 

Вице-премьер Александр Новак сегодня заявил, что Россия сохраняет заложенные в энергостратегии до 2035 года планы увеличить производство сжиженного природного газа до 80-140 млн тонн. Добиться этого наша страна сможет даже с учетом использования исключительно российских технологий.

Заместитель председателя правительства обратил внимание, что пока «задача по СПГ» не корректируется. Кроме того, он отметил, что уже принята программа по развитию российских технологий. «Я уверен, что она будет реализована, там ничего сложного нет», — сказал Александр Новак журналистам.

 

Государство должно взять на себя консолидирующую роль

Стоит отметить, что ранее российское экспертное сообщество опасалось, что введение западных санкций, а также распространение ограничений на поставки СПГ-технологий сильно ударит по планам России. В этом контексте одной из проблем станет невозможность строительства крупнотоннажных заводов СПГ, технологии для которых заимствовались у западных компаний.

«Вопрос в том, как технически выполнить эти нормативы в программе развития. Скажем честно, Россия в период после присоединения Крыма так и не создала свою технологию крупнотоннажного сжижения. Государство вместо того, чтобы взять в охапку компании, которые между собой конкурировали, и объединить их усилия в создании данной технологии, одобряло разные проекты, которые между собой соревновались. Компании-конкуренты использовали западные технологии. Другие вещи в сфере СПГ постепенно импортозамещались, но даже тут можно подискутировать о том, достаточными ли темпами. Но что точно: стоило бы объединить усилия для создания российской национальной технологии крупнотоннажного сжижения. А пока создали только технологию среднетоннажного — “Арктический каскад”. Она работает на четвертой линии “Ямал-СПГ”», — прокомментировал ситуацию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

В беседе с корреспондентом «Эксперта» он заметил, что один из вариантов по развитию технологий СПГ — доработать «Арктический каскад» до «крупнотоннажной технологий». Другой путь — пересмотреть крупнотоннажные проекты и вместо них сделать несколько среднетоннажных.

«Условно говоря, у нас есть три линии “Арктик СПГ-2”. Из них первая линия готова на 85%. Из двух других линий, вместо “крупнотоннажки” сделать несколько среднетоннажных», — предложил эксперт. 

По его мнению, возможность достижения озвученных в национальной программе параметров на данный момент оценить слишком сложно, так как ситуация в энергетической сфере меняется практически ежедневно.

«140 млн тонн до 2035 года — это очень много. Тогда надо к реализации проектов надо привлекать и ГК “Росатом”, чтобы он создавал новый технологии. Простимулировать корпорацию, чтобы она стала EPC-подрядчиком, брала на себя всю возможную ответственность, а не только за отдельные технологические элементы. Опять же, при учете консолидирующей роли государства, можно назначить ответственного человека в правительстве, поставить сроки, и пусть компании делают крупнотоннажную технологию», — указал Станислав Митрахович.

Компаниям надо понять, в каком направлении двигаться

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета Игорь Юшков полагает, что в сфере СПГ грядут перемены, но пока российские власти не имеют оснований о них заявлять.

Однако на практике пересмотра избежать не удастся. Запрет на поставку оборудования российской СПГ индустрии из-за рубежа стал большой проблемой, в том числе и потому, что собственной технологии по строительству крупнотоннажных заводов у нас до сих пор нет, констатировал эксперт.

«У нас Сахалинский завод построила компания Shell, “Ямал-СПГ” построен на базе американской технологии, “Артик СПГ-2” строился на базе немецкой технологии Linde, ее же планировали использовать в Усть-Луге. Сейчас компании сами должны понять, в каком направлении двигаться, потому что даже не совсем ясно, успевает ли “Новатэк” достроить даже первую очередь “Артик СПГ-2”. Оборудование он успел доставить, но достаточно ли его — неизвестно. А это уже 6,6 млн тонн. Очевидно, что остальные очереди проекта такими, какими они изначально планировались, не будут. Но в каком формате их реализуют — вопрос. Возможно, уже сейчас надо линии переформатировать под большое количество среднетоннажных установок, которые, вероятно, не встанут на первоначальные гидравлические платформы. Значит придется перестраивать. При этом “Новатэк” вчера заявил, что планирует на базе российского оборудования создать новую технологию, чтобы получать с каждой очереди по 5 млн тонн. Однако подчеркну, что раньше крупнотоннажные СПГ заводы на собственном оборудовании мы никогда не делали», — подчеркнул Игорь Юшков.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьев в свою очередь взвешенно оценил российские СПГ-перспективы.

«Человеческая воля нередко творит чудеса, особенно, когда не остается другого выбора. Технологии крупнотоннажного производства СПГ — теплообменники, компрессоры, газовые турбины и прочие — на ближайшие годы самое “узкое” место в российской газовой отрасли. Широкое понимание этого, на мой взгляд, было и до 24 февраля 2022 года. Какой-то новой задачи для государства или компаний не появилось. Всё это уже неоднократно проговаривалось. На фоне неизбежного падения спроса на российский трубопроводный газ в Европе остается либо наращивать трубопроводное строительство в Китай, либо сделать упор на СПГ с экспансией на самые разные рынки, включая даже европейский. Третьего экспортного пути не дано. Но смогут ли “Новатэк”, “Газпром” и другие компании, даже при активной поддержке государства, создать необходимую концентрацию научных, инвестиционных и производственных ресурсов — на этот вопрос сегодня никто, мне кажется, не ответит. Аналогичные вопросы сейчас задаются во многих отраслях экономики», — резюмировал эксперт.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.Ru, 26.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики