Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европу хотят залить сжиженным газом через Испанию

Европу хотят залить сжиженным газом через Испанию

Пиренейский полуостров обладает самыми большими мощностями по приему СПГ, но не может их использовать для ЕС из-за отсутствия достаточной инфраструктуры. Чтобы отказаться от российского газа, Еврокомиссия планирует вписать в дорожную карту программы ReРower строительство газопроводов из Испании во Францию и Италию. Правда, среди стран желающих оплачивать дорогостоящие проекты пока нет.

Еврокомиссия планирует внести в дорожную карту программы ReРower проекты газопроводов, которые свяжут Испанию с Францией, Италией и дальше — с остальной частью Европы, сообщает испанская El País.

Проект морского газопровода из испанской Барселоны в итальянский Ливорно протяженностью 700 километров оценивается в 2,5−3 млрд евро. Сухопутный газопровод Midcat из испанского Остарлика во французский Барбайра протяженностью около 200 километров — до $ 746 млн. Сроки строительства оценивают в два-два с половиной года.

В начале мая Испанию посетила президента Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и заявила, что проекты надо возобновить, чтобы снизить зависимость от российского газа.

При этом испанская Enagas и Snam уже заявили о планах изучить строительство газопровода между странами.

«Газопроводы позволят импортировать больше СПГ через испанские терминалы и, соответственно, больше газа поставлять в Европу», — замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Особенно это актуально для Северо-Западной Европы, где терминалы СПГ используются уже на 80% и более.

Испания при этом обладает самыми большими мощностями по приему СПГ в Европе. В стране действует шесть терминалов, но даже в этом году на волне рекордного импорта СПГ они используются лишь на 43%, говорят данные GIE. Потенциально терминалы могут дополнительно давать 36 млрд кубометров для Европы ежегодно. А это — четверть поставок «Газпрома» в Европу в прошлом году.

Однако пока это невозможно, так как мощность двух действующих газопроводов между Испанией и Францией мала. Хотя и крайне востребована французскими компаниями в этом году. Если за весь прошлый год по магистралям подали 517 млн кубометров, то за неполные пять месяцев этого — 1,87 млрд кубометров, по данным ENTSOG.

При всей перспективности проектов особо желающих осуществлять их пока нет. Так, министр экологического перехода Испании Тереза Рибера неоднократно настаивала на том, что Midcat должен финансироваться «достаточными средствами» как европейский проект, поскольку он будет служить гарантией поставок в соседние страны. В то же время Франция не заявляла, что у нее изменилось негативное отношение к проекту, а премьер-министр Италии Марио Драги сообщил после встречи с испанским коллегой, что газопровод из Испании в Италию — только гипотеза и ее надо изучить.

«То, что проекты хотят осуществить на деньги от Еврокомиссии, означает, что даже в нынешних условиях проекты не обладают коммерческой привлекательностью», — считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

С одной стороны, идея с поставками СПГ через Испанию, где есть большие свободные мощности, привлекательна и в дальнейшем по газопроводам предлагают транспортировать зеленый водород. С другой, строительство газопроводов займет время, средства и они могут быть непривлекательными для других стран Европы по затратам на транспортировку. Те же Италия и Германия пока идут другим путем и планируют установить собственные плавучие терминалы по приему сжиженного газа уже к этой зиме.

Тем более, что нефтегазовые гиганты Италии, Франции и Германии, которые являются основными закупщиками газа, работают по всему миру и у них могут быть совсем другие планы, в том числе по российскому газу. От него они пока отказываться не собираются.

Источник: EADaily, 26.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики