Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Украина предложила Европе остановить "Северный поток-1"

Зачем Украина предложила Европе остановить "Северный поток-1"

Остановить "Северный поток-1", чтобы весь российский газ, поставляемый в Европу, шел транзитом через Украину, предложил гендиректор "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон. Соответствующее письмо было отправлено в министерство экономики ФРГ и Федеральное сетевое агентство (немецкий регулятор), поскольку решение об остановке работы газопровода через Балтику может принять только Германия.

Мотивы Украины здесь прозрачны и ясны. Первый - это попытаться заработать на увеличении объемов транзита газа через свою территорию. Речь идет приблизительно о 2 млрд долларов. Второй - сделать Евросоюз зависимым от Украины, поскольку энергетическая безопасность большинства стран Европы окажется в руках Киева. Третий - получить многомиллиардный предмет для торга как с ЕС, так и с Россией. Тогда уже не только наша страна, но и Украина сможет процитировать оппонентам слова из знаменитой кинокомедии Гайдая: "Не будут брать - отключим газ!". В результате какого-нибудь действительного или мнимого форс-мажора с прокачкой газа по украинской территории Россия может нарушить обязательства по контрактам, а Европа может остаться без тепла и электричества.

Впрочем, есть и четвертая, утилитарная, причина. Газотранспортная система (ГТС) Украины до предела изношена, требует ремонта и модернизации. В дополнение к этому для поддержания ее в рабочем состоянии нужно прокачивать в год около 40 млрд кубометров газа. Сейчас украинская ГТС загружена меньше чем на половину от этого объема. Увеличение транзита спасет ее от деградации, а может быть, и отремонтирует чужими руками.

Номинально через Украину на Запад можно отправлять до 142 млрд кубометров газа в год. По договору 2019 года Россия в этом году должна прокачать по этому маршруту не менее 40 млрд кубометров газа, хотя реальные объемы транзита сейчас значительно меньше. Мощность "Северного потока-1" - 55 млрд кубометров. Поэтому чисто теоретически перенаправить поставки с Балтики на юг возможно. Но Украина уже остановила в мае прием российского газа на распределительной станции "Сохрановка", после чего транзит снизился с 90 млн кубометров в сутки (около 35 млрд кубометров в год) до 44-45 млн кубометров в сутки (около 17 млрд кубометров в год). Готовы ли изношенные резервные мощности украинской ГТС более чем в четыре раза увеличить объем прокачки, большой вопрос. К тому же едва ли европейские потребители захотят быть зависимыми от поставок газа через украинскую территорию. Транзит в прошлом уже прерывался, хотя это были более спокойные времена.

Странам ЕС главное получить оговоренные контрактом объемы газа, независимо от того, по какому маршруту он пришел, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов. Но если следовать логике, то Европе стоит, наоборот, снижать транзит газа через Украину и наращивать через альтернативные газопроводы. Предсказать тот день, когда поставки через Украину прервутся, сложно, но очевидно, что такие риски существуют и увеличиваются, отмечает эксперт. 

Если отбросить политику, то России экономически также без разницы, по какому маршруту отправлять газ в Европу. Бюджет получает экспортную пошлину с газа от объема поставок, вне зависимости от их направления. Но украинский транзит невыгоден "Газпрому", поскольку приводит к дополнительным затратам и снижает прибыль компании, а она государственная.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, любые попытки остановить поступление газа через "Северный поток-1" просто приведут к прекращению поставок газа в Европу, а не к его перенаправлению через украинскую газотранспортную систему. Учитывая, что европейцы воздерживаются даже от обсуждения эмбарго на газ и скрипя зубами в основной массе перешли на оплату в рублях, в ближайшее время они не предпримут шаги, которые нарушат их газоснабжение. Хотя после того, как немецкое правительство фактически изъяло у собственника группу "Газпром Германия" с почти всем международным бизнесом "Газпрома", возможно уже всё, отмечает эксперт.

Сейчас господин Макогон не справляется даже с выполнением достаточно скромного действующего контракта на транзит через ГТС Украины, транспортировать весь объем, идущий через СП, Киев не способен даже теоретически, считает Гривач.

С юридической точки зрения, перекрытие "Северного потока-1" будет незаконным, отмечает член ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова. Германия не является даже оператором газопровода. В структуре акционеров оператора газопровода наибольшей долей владеет "Газпром", далее пропорционально распределены две немецкие компании, голландская и французская организации. Украина к централизованному управлению "Северным потоком-1" не имеет никакого формального отношения, уточняет эксперт. 

При этом для Европы в сценарии перенаправления поставок будет еще один крайне негативный момент. Возросшие риски с поставками газа немедленно отразятся на биржевых ценах на газ. Как отмечает Тузов, на спотовую цену (покупка газа по срочным контрактам на бирже) газа влияют все факторы, в том числе и угроза полного прерывания поставок газа через Украину. Разумеется, если прервать поставки по всем направлениям, сконцентрировав все риски на Украине, это вызовет рост цен, подчеркивает он.

Сейчас на европейской бирже газ стоит около 1000 долларов за тысячу кубометров. Причем, если лето в странах Старого Света окажется жарким, то потребление газа начнет расти до начала отопительного сезона в октябре и соответственно толкать цены вверх.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 30.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики