Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Украина предложила Европе остановить "Северный поток-1"

Зачем Украина предложила Европе остановить "Северный поток-1"

Остановить "Северный поток-1", чтобы весь российский газ, поставляемый в Европу, шел транзитом через Украину, предложил гендиректор "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон. Соответствующее письмо было отправлено в министерство экономики ФРГ и Федеральное сетевое агентство (немецкий регулятор), поскольку решение об остановке работы газопровода через Балтику может принять только Германия.

Мотивы Украины здесь прозрачны и ясны. Первый - это попытаться заработать на увеличении объемов транзита газа через свою территорию. Речь идет приблизительно о 2 млрд долларов. Второй - сделать Евросоюз зависимым от Украины, поскольку энергетическая безопасность большинства стран Европы окажется в руках Киева. Третий - получить многомиллиардный предмет для торга как с ЕС, так и с Россией. Тогда уже не только наша страна, но и Украина сможет процитировать оппонентам слова из знаменитой кинокомедии Гайдая: "Не будут брать - отключим газ!". В результате какого-нибудь действительного или мнимого форс-мажора с прокачкой газа по украинской территории Россия может нарушить обязательства по контрактам, а Европа может остаться без тепла и электричества.

Впрочем, есть и четвертая, утилитарная, причина. Газотранспортная система (ГТС) Украины до предела изношена, требует ремонта и модернизации. В дополнение к этому для поддержания ее в рабочем состоянии нужно прокачивать в год около 40 млрд кубометров газа. Сейчас украинская ГТС загружена меньше чем на половину от этого объема. Увеличение транзита спасет ее от деградации, а может быть, и отремонтирует чужими руками.

Номинально через Украину на Запад можно отправлять до 142 млрд кубометров газа в год. По договору 2019 года Россия в этом году должна прокачать по этому маршруту не менее 40 млрд кубометров газа, хотя реальные объемы транзита сейчас значительно меньше. Мощность "Северного потока-1" - 55 млрд кубометров. Поэтому чисто теоретически перенаправить поставки с Балтики на юг возможно. Но Украина уже остановила в мае прием российского газа на распределительной станции "Сохрановка", после чего транзит снизился с 90 млн кубометров в сутки (около 35 млрд кубометров в год) до 44-45 млн кубометров в сутки (около 17 млрд кубометров в год). Готовы ли изношенные резервные мощности украинской ГТС более чем в четыре раза увеличить объем прокачки, большой вопрос. К тому же едва ли европейские потребители захотят быть зависимыми от поставок газа через украинскую территорию. Транзит в прошлом уже прерывался, хотя это были более спокойные времена.

Странам ЕС главное получить оговоренные контрактом объемы газа, независимо от того, по какому маршруту он пришел, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов. Но если следовать логике, то Европе стоит, наоборот, снижать транзит газа через Украину и наращивать через альтернативные газопроводы. Предсказать тот день, когда поставки через Украину прервутся, сложно, но очевидно, что такие риски существуют и увеличиваются, отмечает эксперт. 

Если отбросить политику, то России экономически также без разницы, по какому маршруту отправлять газ в Европу. Бюджет получает экспортную пошлину с газа от объема поставок, вне зависимости от их направления. Но украинский транзит невыгоден "Газпрому", поскольку приводит к дополнительным затратам и снижает прибыль компании, а она государственная.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, любые попытки остановить поступление газа через "Северный поток-1" просто приведут к прекращению поставок газа в Европу, а не к его перенаправлению через украинскую газотранспортную систему. Учитывая, что европейцы воздерживаются даже от обсуждения эмбарго на газ и скрипя зубами в основной массе перешли на оплату в рублях, в ближайшее время они не предпримут шаги, которые нарушат их газоснабжение. Хотя после того, как немецкое правительство фактически изъяло у собственника группу "Газпром Германия" с почти всем международным бизнесом "Газпрома", возможно уже всё, отмечает эксперт.

Сейчас господин Макогон не справляется даже с выполнением достаточно скромного действующего контракта на транзит через ГТС Украины, транспортировать весь объем, идущий через СП, Киев не способен даже теоретически, считает Гривач.

С юридической точки зрения, перекрытие "Северного потока-1" будет незаконным, отмечает член ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова. Германия не является даже оператором газопровода. В структуре акционеров оператора газопровода наибольшей долей владеет "Газпром", далее пропорционально распределены две немецкие компании, голландская и французская организации. Украина к централизованному управлению "Северным потоком-1" не имеет никакого формального отношения, уточняет эксперт. 

При этом для Европы в сценарии перенаправления поставок будет еще один крайне негативный момент. Возросшие риски с поставками газа немедленно отразятся на биржевых ценах на газ. Как отмечает Тузов, на спотовую цену (покупка газа по срочным контрактам на бирже) газа влияют все факторы, в том числе и угроза полного прерывания поставок газа через Украину. Разумеется, если прервать поставки по всем направлениям, сконцентрировав все риски на Украине, это вызовет рост цен, подчеркивает он.

Сейчас на европейской бирже газ стоит около 1000 долларов за тысячу кубометров. Причем, если лето в странах Старого Света окажется жарким, то потребление газа начнет расти до начала отопительного сезона в октябре и соответственно толкать цены вверх.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 30.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики