Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Украина предложила Европе остановить "Северный поток-1"

Зачем Украина предложила Европе остановить "Северный поток-1"

Остановить "Северный поток-1", чтобы весь российский газ, поставляемый в Европу, шел транзитом через Украину, предложил гендиректор "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон. Соответствующее письмо было отправлено в министерство экономики ФРГ и Федеральное сетевое агентство (немецкий регулятор), поскольку решение об остановке работы газопровода через Балтику может принять только Германия.

Мотивы Украины здесь прозрачны и ясны. Первый - это попытаться заработать на увеличении объемов транзита газа через свою территорию. Речь идет приблизительно о 2 млрд долларов. Второй - сделать Евросоюз зависимым от Украины, поскольку энергетическая безопасность большинства стран Европы окажется в руках Киева. Третий - получить многомиллиардный предмет для торга как с ЕС, так и с Россией. Тогда уже не только наша страна, но и Украина сможет процитировать оппонентам слова из знаменитой кинокомедии Гайдая: "Не будут брать - отключим газ!". В результате какого-нибудь действительного или мнимого форс-мажора с прокачкой газа по украинской территории Россия может нарушить обязательства по контрактам, а Европа может остаться без тепла и электричества.

Впрочем, есть и четвертая, утилитарная, причина. Газотранспортная система (ГТС) Украины до предела изношена, требует ремонта и модернизации. В дополнение к этому для поддержания ее в рабочем состоянии нужно прокачивать в год около 40 млрд кубометров газа. Сейчас украинская ГТС загружена меньше чем на половину от этого объема. Увеличение транзита спасет ее от деградации, а может быть, и отремонтирует чужими руками.

Номинально через Украину на Запад можно отправлять до 142 млрд кубометров газа в год. По договору 2019 года Россия в этом году должна прокачать по этому маршруту не менее 40 млрд кубометров газа, хотя реальные объемы транзита сейчас значительно меньше. Мощность "Северного потока-1" - 55 млрд кубометров. Поэтому чисто теоретически перенаправить поставки с Балтики на юг возможно. Но Украина уже остановила в мае прием российского газа на распределительной станции "Сохрановка", после чего транзит снизился с 90 млн кубометров в сутки (около 35 млрд кубометров в год) до 44-45 млн кубометров в сутки (около 17 млрд кубометров в год). Готовы ли изношенные резервные мощности украинской ГТС более чем в четыре раза увеличить объем прокачки, большой вопрос. К тому же едва ли европейские потребители захотят быть зависимыми от поставок газа через украинскую территорию. Транзит в прошлом уже прерывался, хотя это были более спокойные времена.

Странам ЕС главное получить оговоренные контрактом объемы газа, независимо от того, по какому маршруту он пришел, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов. Но если следовать логике, то Европе стоит, наоборот, снижать транзит газа через Украину и наращивать через альтернативные газопроводы. Предсказать тот день, когда поставки через Украину прервутся, сложно, но очевидно, что такие риски существуют и увеличиваются, отмечает эксперт. 

Если отбросить политику, то России экономически также без разницы, по какому маршруту отправлять газ в Европу. Бюджет получает экспортную пошлину с газа от объема поставок, вне зависимости от их направления. Но украинский транзит невыгоден "Газпрому", поскольку приводит к дополнительным затратам и снижает прибыль компании, а она государственная.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, любые попытки остановить поступление газа через "Северный поток-1" просто приведут к прекращению поставок газа в Европу, а не к его перенаправлению через украинскую газотранспортную систему. Учитывая, что европейцы воздерживаются даже от обсуждения эмбарго на газ и скрипя зубами в основной массе перешли на оплату в рублях, в ближайшее время они не предпримут шаги, которые нарушат их газоснабжение. Хотя после того, как немецкое правительство фактически изъяло у собственника группу "Газпром Германия" с почти всем международным бизнесом "Газпрома", возможно уже всё, отмечает эксперт.

Сейчас господин Макогон не справляется даже с выполнением достаточно скромного действующего контракта на транзит через ГТС Украины, транспортировать весь объем, идущий через СП, Киев не способен даже теоретически, считает Гривач.

С юридической точки зрения, перекрытие "Северного потока-1" будет незаконным, отмечает член ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова. Германия не является даже оператором газопровода. В структуре акционеров оператора газопровода наибольшей долей владеет "Газпром", далее пропорционально распределены две немецкие компании, голландская и французская организации. Украина к централизованному управлению "Северным потоком-1" не имеет никакого формального отношения, уточняет эксперт. 

При этом для Европы в сценарии перенаправления поставок будет еще один крайне негативный момент. Возросшие риски с поставками газа немедленно отразятся на биржевых ценах на газ. Как отмечает Тузов, на спотовую цену (покупка газа по срочным контрактам на бирже) газа влияют все факторы, в том числе и угроза полного прерывания поставок газа через Украину. Разумеется, если прервать поставки по всем направлениям, сконцентрировав все риски на Украине, это вызовет рост цен, подчеркивает он.

Сейчас на европейской бирже газ стоит около 1000 долларов за тысячу кубометров. Причем, если лето в странах Старого Света окажется жарким, то потребление газа начнет расти до начала отопительного сезона в октябре и соответственно толкать цены вверх.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 30.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики