Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть продолжает дорожать на фоне введения частичного эмбарго ЕС против России

Нефть продолжает дорожать на фоне введения частичного эмбарго ЕС против России

В рамках шестого пакета санкций Евросоюз согласовал частичный запрет на поставку нефти из России. Решено прекратить импорт нефти по морю. Поставки по трубопроводам пока сохранили

Нефть марки Brent продолжает расти на фоне введения эмбарго. Утром на торгах впервые с 9 марта она превысила 124 доллара за баррель. В минувшую пятницу Bank of America предупредил, что в случае резкого сокращения экспорта российской нефти Brent может подскочить выше 150 долларов.

ЕС согласовал частичный запрет на импорт российской нефти. Под санкции попадает нефть, поставляемая по морю, — это две трети всей российской нефти и нефтепродуктов. Для поставок нефти по трубопроводам пока сделано исключение, импорт по нефтепроводу «Дружба» сохранят. От него, в частности, зависит Венгрия, она же выступала против введения полного эмбарго в отношении России. Об этом 30 мая поздно вечером сообщил глава Европейского совета Шарль Мишель после первого заседания саммита ЕС в Брюсселе.

По подсчетам Bloomberg, только запрет на поставки по морю может привести к тому, что Россия потеряет около 10 млрд долларов в год экспортных доходов. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Надо дождаться именно текста санкций, потому что остается много непонятных моментов. Венгрии навсегда разрешили закупать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба» или тоже на время, или до 2024 года, как Болгарии? Насколько мы понимаем, Болгарии и морские поставки разрешили осуществлять до 2024 года. В одних источниках написано, что только Венгрия сможет получать по «Дружбе», в других написано, что еще Чехия и Словакия. То есть либо вся южная ветка «Дружбы», которая идет транзитом через Украину, сохранит свою работу, либо только тот участок, который идет на Венгрию. Неизвестно, как Россия на это отреагирует, будет ли жесткая реакция, шокотерапия, что называется, или мы просто принимаем те условия, которые складываются на рынке. Можно ли Венгрии, Чехии и Словакии реэкспортировать российскую нефть дальше в глубь Европы по железной дороге, это тоже непонятно, можно ли им экспортировать потом нефтепродукты, полученные из российской нефти? И все-таки запрет не касается перевозки, поэтому Греция продолжит перевозить российскую нефть, то есть первоначальный запрет, который был в первой версии шестого пакета, на перевозку и запрет на страхование российской нефти, сейчас не применяется. Но явно, что европейцы заинтересованы в том, чтобы Россия перенаправила свои объемы на азиатские рынки, а не сократила добычу. В последнее время все больше европейских политиков говорят о том, что складывается некий эффект, которого они не могли предсказать, когда они вводят санкции против России или США ввели санкции против российской нефти, если это приводит к уменьшению экспорта, то в итоге вся мировая нефть дорожает. Россия компенсирует свои потери от снижения объемов экспорта тем, что увеличивается цена экспорта. Скидка действительно идет примерно 30%, 30-35 долларов за баррель, но так как общий коридор вырос, то все равно зарабатываем много. То, что там идут оценки, что Россия лишится 10-20 млрд долларов в год, мы за газ сейчас получаем в месяц 7-8 млрд долларов, по нефти и больше 10 млрд долларов в месяц заработок. Поэтому говорить о том, что мы в год столько потеряем, наверное, несерьезно. Европа пытается сохранить лицо, то есть нужно было в любом случае какие-то санкции ввести, как-то закрыть этот гештальт с шестым пакетом. Реальные санкции могут заработать только на протяжении многих лет, если кто-то действительно увеличит добычу, чтобы заменить Россию новой нефтью, а не просто перенаправлением с одного рынка на другой. Тогда можно будет говорить о том, что Россия сократит добычу, сократит доходы. В условиях дефицитного рынка санкции не сработают, Россия будет брать ценой, а не объемами. Интересен тот факт, что ни один нефтеперерабатывающий завод в Европе не закрылся до сих пор на модернизацию с целью перехода на альтернативные сорта нефти. Венесуэла, Иран, которые производят похожие сорта, они под санкциями, мы под санкциями, видно, ни один НПЗ не верит в то, что его заставят отказаться от российской нефти. И плюс к тому всегда есть опция того, что, если ситуация улучшится на Украине, если будет подписан мирный договор, вполне может быть заморозка наиболее болезненных для ЕС санкций. То есть они от них не откажутся, но будут постоянно выдавать генеральные лицензии, как США, что санкции такие-то такие-то замораживаются, например, на год».

Когда вступит в силу запрет на морские поставки российской нефти, пока не сообщается. По данным Bloomberg, поставки нефти могут запретить через полгода, нефтепродуктов — через восемь месяцев. Сообщается, что из нового санкционного пакета исключен запрет на перевозку российской нефти европейскими танкерами в третьи страны. Но через полгода после одобрения эмбарго будет запрещено страховать такие перевозки. Чехия сможет закупать российскую нефть еще 18 месяцев, Болгарии разрешили получать нефть танкерами до 2024 года, а Хорватия может получить разрешение на ввоз вакуумного газойля, который используется для производства бензина и бутана. Венгрию, по данным The Wall Street Journal, полностью освободили от эмбарго, а если и нефтепровод попадет под санкции, Будапешт сможет покупать российскую танкерную нефть. Комментирует заместитель генерального директора и аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов:

«Я бы предлагал исходить из того, что к началу 2023 года, скорее всего, будут прекращены поставки во все страны, которые имеют выход к морю. Есть Польша и Германия, которые получают нефть по трубопроводной системе, но они намереваются от этих поставок в кратчайшие сроки отказаться. Первоначально ЕС обсуждал возможность введения таких ограничений, которые бы ударили по возможностям «серого» импорта, а также по возможностям поставки российской нефти и нефтепродуктов в страны за пределами Европы. Сейчас, насколько я понимаю, по крайней мере, исходя из официальных заявлений официальных органов ЕС, такие ограничения не вводятся. Возникает справедливый вопрос: если вдруг Европейский союз не найдет альтернативных поставщиков, способных заместить порядка 2,5 млн баррелей, выпадающих к концу текущего года, насколько активно ЕС будет закрывать глаза на различные схемы «серого» импорта? Те ограничения, которые должны были пресечь саму возможность такого рода практики, исключены, по крайней мере о них никто не говорит и их не публикуют. Мы, конечно, не видели пока окончательной редакции шестого пакета санкций, но в данный момент такие ограничения не прослеживаются. Если бы такие ограничения вводились, их бы как-то постарались проговорить. Сохраняется возможность «серого» импорта российской нефти в виде смесей. Вот везете вы легкую нефть из Мексиканского залива, ее смешивают с российским мазутом и получают иную смесь с некими свойствами. Вроде как и российский мазут продали, а вроде как это совсем даже к российским продуктам никакого отношения не имеет».

В Польше заявили, что эмбарго на импорт российской нефти не окажет негативного влияния на рынки европейских стран. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что Германия и Польша обещали к концу года прекратить поставки нефти по трубопроводу, благодаря чему под запретом окажется 90% российской нефти.

Источник: BFM.RU, 31.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики