Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Япония не торопится отказываться от проекта "Сахалин-2"

Почему Япония не торопится отказываться от проекта "Сахалин-2"

Японский премьер-министр отметил, что проект чрезвычайно важен для страны.

"Сахалин-2" – нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин. Это первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). С 2009 года из ежегодно производимых 10 миллионов тонн газа примерно 60% приходится на Японию – это почти весь импорт СПГ из России.

Что это такое "Сахалин-2"

"Сахалин-2" – нефтегазовый проект, в рамках которого осваиваются два месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохское и Лунское. Инфраструктура включает в себя три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, порт "Пригородное", терминал отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год. Большая часть СПГ, который производится на "Сахалине-2", поставляется в Японию.

Контрольный пакет проекта (50% плюс 1 акция) принадлежит "Газпрому". Японским компаниям Mitsui и Mitsubishi принадлежат пакеты в 12,5% и 10% акций соответственно. Еще 27,5% принадлежит компании Shell, которая объявила о выходе из совместных предприятий с российскими компаниями.

История проекта

Переговоры по проекту "Сахалин-2" начались еще в 1988 году. В июне 1994 года российское правительство и компания Sakhalin Energy подписали соглашение о разработке проекта, реализация которого началась спустя два года.

Первый этап проекта был ориентирован на сезонную разработку нефтяного месторождения. Сезонная добыча нефти началась летом 1999 года на производственно-добывающем комплексе (ПДК) "Витязь". До декабря 2008 года добыча производилась в безледовый период – около 180 дней.

Второй этап предполагал обеспечение круглогодичной добычи нефти и газа. Во время этого этапа была установлена морская платформа на Пильтунской площади Пильтун-Астохского месторождения и проведен монтаж платформы на Лунском газовом месторождении. Теперь нефть и газ транспортируются по 800-километровым береговым трубопроводам в Пригородное, на южную оконечность острова Сахалин к заводу по производству сжиженного природного газа и терминалам отгрузки нефти и СПГ.

Выход Shell

В конце февраля 2022 года англо-нидерландская компания Shell объявила о решении выйти из нефтегазового проекта "Сахалин-2". Такое решение было принято на фоне западных санкций против России из-за спецоперации на Украине. По данным СМИ, Shell ведет переговоры о продаже актива консорциуму индийских энергетических компаний.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что выход компании из "Сахалина-2" приведет к "колоссальным потерям". По его словам, получить реальную стоимость этого актива у Shell вряд ли получится. Аналогичное мнение выразил стратег "Арикапитал" Сергей Суверов. Эксперт считает, что при выходе их проекта Shell теряет деньги и ресурсы, а также ставит под технические риски дальнейшую реализацию "Сахалина-2".

Ответ Японии

В то же время Япония не планирует выходить из нефтегазового проекта "Сахалин-2", заверил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда.

"Даже если нам скажут прекратить, мы не намерены", – подчеркнул японский министр.

Хагиуда назвал "Сахалин-2" концессией, над заключением которой работали предшественники. Он также отметил, что право аренды, а также оборудование для сжижения газа и его транспортировки принадлежат организациям из Японии и ее правительству.

О нежелании выходить из проекта премьер-министр Японии Фумио Кисида сообщал еще в марте 2022 года. По его словам, страна не хочет этого делать из-за заинтересованности страны в закупках энергоресурсов.

Премьер-министр Японии добавил, что "Сахалин-2" чрезвычайно важен для страны и ее энергетической безопасности, поскольку проект способствует длительным, дешевым и стабильным поставкам сжиженного природного газа.

Источник: РЕН ТВ, 31.05.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики