Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Япония не торопится отказываться от проекта "Сахалин-2"

Почему Япония не торопится отказываться от проекта "Сахалин-2"

Японский премьер-министр отметил, что проект чрезвычайно важен для страны.

"Сахалин-2" – нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин. Это первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). С 2009 года из ежегодно производимых 10 миллионов тонн газа примерно 60% приходится на Японию – это почти весь импорт СПГ из России.

Что это такое "Сахалин-2"

"Сахалин-2" – нефтегазовый проект, в рамках которого осваиваются два месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохское и Лунское. Инфраструктура включает в себя три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, порт "Пригородное", терминал отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год. Большая часть СПГ, который производится на "Сахалине-2", поставляется в Японию.

Контрольный пакет проекта (50% плюс 1 акция) принадлежит "Газпрому". Японским компаниям Mitsui и Mitsubishi принадлежат пакеты в 12,5% и 10% акций соответственно. Еще 27,5% принадлежит компании Shell, которая объявила о выходе из совместных предприятий с российскими компаниями.

История проекта

Переговоры по проекту "Сахалин-2" начались еще в 1988 году. В июне 1994 года российское правительство и компания Sakhalin Energy подписали соглашение о разработке проекта, реализация которого началась спустя два года.

Первый этап проекта был ориентирован на сезонную разработку нефтяного месторождения. Сезонная добыча нефти началась летом 1999 года на производственно-добывающем комплексе (ПДК) "Витязь". До декабря 2008 года добыча производилась в безледовый период – около 180 дней.

Второй этап предполагал обеспечение круглогодичной добычи нефти и газа. Во время этого этапа была установлена морская платформа на Пильтунской площади Пильтун-Астохского месторождения и проведен монтаж платформы на Лунском газовом месторождении. Теперь нефть и газ транспортируются по 800-километровым береговым трубопроводам в Пригородное, на южную оконечность острова Сахалин к заводу по производству сжиженного природного газа и терминалам отгрузки нефти и СПГ.

Выход Shell

В конце февраля 2022 года англо-нидерландская компания Shell объявила о решении выйти из нефтегазового проекта "Сахалин-2". Такое решение было принято на фоне западных санкций против России из-за спецоперации на Украине. По данным СМИ, Shell ведет переговоры о продаже актива консорциуму индийских энергетических компаний.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что выход компании из "Сахалина-2" приведет к "колоссальным потерям". По его словам, получить реальную стоимость этого актива у Shell вряд ли получится. Аналогичное мнение выразил стратег "Арикапитал" Сергей Суверов. Эксперт считает, что при выходе их проекта Shell теряет деньги и ресурсы, а также ставит под технические риски дальнейшую реализацию "Сахалина-2".

Ответ Японии

В то же время Япония не планирует выходить из нефтегазового проекта "Сахалин-2", заверил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда.

"Даже если нам скажут прекратить, мы не намерены", – подчеркнул японский министр.

Хагиуда назвал "Сахалин-2" концессией, над заключением которой работали предшественники. Он также отметил, что право аренды, а также оборудование для сжижения газа и его транспортировки принадлежат организациям из Японии и ее правительству.

О нежелании выходить из проекта премьер-министр Японии Фумио Кисида сообщал еще в марте 2022 года. По его словам, страна не хочет этого делать из-за заинтересованности страны в закупках энергоресурсов.

Премьер-министр Японии добавил, что "Сахалин-2" чрезвычайно важен для страны и ее энергетической безопасности, поскольку проект способствует длительным, дешевым и стабильным поставкам сжиженного природного газа.

Источник: РЕН ТВ, 31.05.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики